• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Серый, ты что мотор мыл что ли?

Нет. Скинул поддон там так всё и есть. На самом двигателе пыли немного. Просто работает на полусинтетике, и замена масла каждые 200 часов работы. Где масло попало видно по пятнам на поддоне. Сливная пробка, потому что масло сливали. Штуцер масляного радиатора, потому что шланги отцепляли и немного натекло. А всё остальное сухое. Сегодня вечером выложу фото шатунного вкладыша, с этого двигателя, по которому сможете оценить износ. Скажу сразу, что после того как увидел и посмотрел шатунный вкладыш, коренные не было необходимости даже вскрывать. Шатунный вкладыш с самого нагруженного шатуна из всего двигателя. Шатун №6.
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Всем доброго времени суток! Только сегодня добрался до компьютера. Как и обещал выкладываю фото шатунного вкладыша, шатуна № 6. Наработка двигателя 3000 м/ч. Сейчас двигатель собран обратно. При сборке вкладыши не стал менять, оставил всё как есть.
 

Вложения

  • Вкладыш шатунный ГАЗ 52. Пробег 148 тысяч (1).jpg
    Вкладыш шатунный ГАЗ 52. Пробег 148 тысяч (1).jpg
    124.4 KB · Просмотры: 519
  • Вкладыш шатунный ГАЗ 52. Пробег 148 тысяч (2).jpg
    Вкладыш шатунный ГАЗ 52. Пробег 148 тысяч (2).jpg
    174.3 KB · Просмотры: 459

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Серёга, а 3000 моточасов - это скоко в километрах? Мда... вкладыш как новенький!

3000 моточасов, это 150 тысяч км. У меня наработка немного не дотянула до 3000 тысяч, просто округлил. Фото качества не очень, там если вглядеться имеются еле заметные мелкие риски. Но на работу ДВС они не влияют, на давление тоже. Двигатель работал без детонаций, зажигание стояло чётко. Следов ударов от раннего зажигания на вкладыше так же не наблюдаются.
 

АВГУР

Освоился
Регистрация
15 Июн 2015
Сообщения
1
Реакции
0
Баллы
42
[

ПОДСКАЖИТЕ если сделаю проточки на родных вкладышах обязательно переделывать масленый насос

Добавлено через 1 минуту 43 секунды
ПОДСКАЖИТЕ если сделаю проточки на родных вкладышах обязательно переделывать масленый насос
ответ

Добавлено через 4 минуты 17 секунд
ПОДСКАЖИТЕ если сделаю проточки на родных вкладышах обязательно переделывать масленый насос
ответ жду как можно быстрее завтра собирать
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
ПОДСКАЖИТЕ если сделаю проточки на родных вкладышах обязательно переделывать масленый насос

После проточки вкладышей, насос необходим. Давление упадёт очень сильно.

Добавлено через 1 минуту 4 секунды
Серёга а маслом каким ты моторчик потчивал?

Масло п/с Манолл 10W40. Замена масла каждые 8000-10000 тысяч км.
 
Последнее редактирование:

Леонид771

Освоился
Регистрация
7 Июл 2015
Сообщения
1
Реакции
0
Баллы
42
Здравствуйте! Кто может посоветовать кое-что по доводке карбюратора К-126 И.на моторе ГАЗ-52. Видел на форуме сообщение о том что растачивают диффузоры, но не смог найти это сообщение. Какие операции, вместе с расточкой диффузоров необходимо провести, как изменится работа двигателя после доработки?
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Доброго времени суток! Проблема такая. Мой переделанный насос сломался. Времени его ремонтировать не было. Но у меня был в запасе новый от БТР. Путём его модернизации и установке характеристик согласно справочникам, этот насос я установил на свой двигатель. Завёл и ужаснулся. Скажу только что в КШМ ничего не менял, всё осталось так как было до снятия ДВС с погрузчика. Заводил его на полу, чтобы проверить. Масло и фильтр поменял. Сначала крутил без зажигания и при выкрученных свечах, чтоб насос набрался масла и немного прогнал его в систему. Подключил манометр и при первых прокручеваниях двигателя я как то не обратил внимания на манометр. Отец потом сказал что давление подскочило до 4кгс. Второй раз крутил и сам уже увидел такое давление. Подумал что нагреется и будет ниже. Закрутил свечи, накинул провода ВВ, завёл. Давление по манометру поднялось до 6 кгс. Стрелка стояла и не двигалась. Стали ждать когда прогреется. Температура поднялась до 80, обороты ХХ 550, давление 5,5 кгс с закрытым маслорадиатором. Такое давление до 2200 об/мин, если выше то давление поднимается до 6 кгс. Снизил обороты ХХ до 300 об/мин, давление так и осталось. Скинул центральный провод и полностью открыл заслонку карбюратора, включил стартер… Давление поднялось до 4 кгс. Пока так и оставили. Ничего не изменилось. Двигатель поставили на раму и ежедневно гоняем его по нескольку часов на различных оборотах, в надежде что, что то изменится. Но неделю работает и ничего не меняется. Жара стоит 30-35 градусов, но давление так и держится. Кто как думает опасно ли работать с таким давлением, или можно всё оставить так как есть? И какие последствия могут возникнуть с таким давлением? Завтра наверно ещё попробую поменять масло на 5W40, может чуть снизится.
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Давление регулируется редукционным клапаном в насосе. Видать ты его накрутил на 6атм. Сними подавь шайб и станет ниже.
Редукционный клапан регулирует отсечку давления, то есть максимальное. Чем жёстче пружина, тем будет выше давление отсечки. Потому что нужно будет большее усилие чтоб сжать пружину, чтоб открылся этот клапан. Если я подложу шайбы, то отсечка ещё поднимется.

Добавлено через 5 минут 32 секунды
Серега, то есть ты хочешь сказать что БТРовский насос лучше переделки?

Я не знаю лучше он или нет чем переделанный. Мой сломался, двигатель нужно было ставить, поставили с БТР насосом и такое давление. Мой насос был б/у, собранный из трёх. Этот я брал новый из военных запасов одного склада. Я его и разбирал чтоб всю консервацию вымыть из него. Такое давление волнует только тем, что мой "жигулёвский" фильтр боюсь может не выдержать.
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Поменял сегодня масло на 5W40. Ничего не изменилось, так и продолжает давить. Пока оставил так как есть. Думаю ничего страшного такое давление не натворит. Просто непривычно так как то что указатель столько показывает, в глаза сильно бросаться будет при работе.
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Кто как думает опасно ли работать с таким давлением, или можно всё оставить так как есть? И какие последствия могут возникнуть с таким давлением?
Я лично в этом не вижу ничего страшного и опасного. Зимой на холодную мой выдавал 6, если не больше, шкалы не хватило. Последствий никаких не было. В жару выше +40 на холостых (около 200-250 об мин) давление около 1 бара при температуре около 90.
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Я лично в этом не вижу ничего страшного и опасного. Зимой на холодную мой выдавал 6, если не больше, шкалы не хватило. Последствий никаких не было. В жару выше +40 на холостых (около 200-250 об мин) давление около 1 бара при температуре около 90.

Ну у тебя хоть стрелка отклоняется. У нас сегодня было +30, двигатель стоит на солнышке, даже ветра не было. Температура рабочая 80 градусов, масляный радиатор отключён, обороты ХХ 550 по тахометру, давление масла механический манометр показывает 5,5 кгс. Опустил обороты как и ты Механикус до 300 об, давление показывает 5,3 кгс. При прокрутке стартером давление 4 кгс. Зимой придётся заливать масло 0W30 наверно.
 
Сверху