• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

PLRtx

Освоился
Регистрация
3 Июн 2014
Сообщения
1
Реакции
0
Баллы
42
Всем доброго времени - являюсь обладателем
БТР-60ПА1М недавно на нем попал в аварию - в меня врезались
h-478.jpg

h-481.jpg

h-479.jpg

Я с Дальнего востока - Амурской обл
и видео там есть этот перекресток
https://www.youtube.com/watch?v=BThjuTbj7ro
 

Flint71

Общительный
Регистрация
19 Сен 2008
Сообщения
55
Реакции
1
Баллы
85
Чёрные разводы на поршне от "дряни" для снятия нагара.Не стираются.Поршню ни чего не будет, если обратно поставить?
 

Вложения

  • DSCN1222.JPG
    DSCN1222.JPG
    407.5 KB · Просмотры: 300

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Скачал оба издания.Данных не нашёл.

Гайки крепления ГБЦ 6,7-7,2 кгс
Гайки болтов шатунов 6,8-7,5 кгс
Болты коренных крышек подшипников коленвала 12,5-13,6 кгс
Гайки крепления маховика к коленвалу 7,6-8,3 кгс
Болты крепления корзины сцепления к маховику 2-3 кгс.

Данные для двигателей ГАЗ - 51/52
 

Виталий 55

Освоился
Регистрация
6 Июн 2014
Сообщения
29
Реакции
0
Баллы
42
Привет всем участникам! С большим интересом прочитал всю тему хочу сказать большое спасибо за советы! Принимайте в ряды ещё одного поклонника ГАЗ 52! Он у меня второй год, общее состояние среднее (когда купил было плохое) Двигатель помирает- на четвёртой с грузом 2.5 тонны больше 40 км/ч не бежит, второй и трётий цилиндры почти не реагируют на снятие насвечника и свечи на них закидывает, бывают хлопки в глушитель скорее всего вып. клапана прогарели. В связи с этим в этом году купил второй газ 52 по цене металлолома, простоявшего 6 лет. По словам хозяина двигатель в хорошем состоянии был (3 тонны - 60 км/ч) Течи масла нет, нагар на свечах светло-коричневый одинаковый на всех. Сразу не завёлся, пришлось по 20 гр. масла на цилиндр плеснуть тогда завёлся работает вроде без перебоев после выгорания масла не дымил. Попробывал проехать но мощности большой не ощутил, при перегазовке виден дым из сапуна.(Возмозно кольца залегли из-за масла) Хочу снять этот мотор и полностью прокапиталить с внедрением всех ваших наработок, чтоб машинка стала ручная и верно служила.

Добавлено через 19 минут 14 секунд
Тут были вопросы по поводу воздушных фильтров, я поставил от волги диаметр промерно 18 см и высота 25 см с одной стороны железная заглушка с отверстием под шпильку. карб К 22. Открутил верхний переходник родного фильтра и прикрутил круглую мет. пластину по диаметру бумажного, нарастил шпильку одел фильтр и притянул барашком. Высоковато, но капот закрывается. Можно на него натянуть чулок как на камазовских фильтрах чтоб крупная грязь задерживалась.

Добавлено через 14 минут 56 секунд
Кто полностью менял проводку наверное ставили блок предохранителей? Релюшки новые?
 
Последнее редактирование:

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Если 2и 3 горшки не работают, скорее всего прогарела перемычка ПГБ. Можно проверить компрессометром. Хлопки в глушитель могут быть от приемной трубы, кольцо прогарело. возможно двигатель вполне живой, зря ты его так. Снятие "головы" и замена прокладки. Полтора часа, с кофем(пивом) и тремя сигаретами.:)

Добавлено через 4 минуты 23 секунды
Проводку не менял, но собираюсь. Буду ставить реле на печку, (мотор 40 ватт постоянно клавишу жгет), на фару заднего хода- отдельный предохранитель (горел ночью из-за нее на КАМАЗе), есть мысль поставить на дворники таймер.
 
Последнее редактирование:

Виталий 55

Освоился
Регистрация
6 Июн 2014
Сообщения
29
Реакции
0
Баллы
42
Возможно вы правы на счёт прокладки, нужно будет головку скинуть. Я сейчас на вахте, а домой приезжаю на всё времени не хватает. Зато пока на работе можно инфу собрать по ремонту.

Добавлено через 18 минут 0 секунд
На счёт перемычки между цилиндрами думаю можно проверить так: вывернуть обе свечки поймать такт сжатия и дать давление от компрессора если она пробита
То будет шипеть. Так и компрессию можно косвено проверить.
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Кто полностью менял проводку наверное ставили блок предохранителей? Релюшки новые?

Не знаю как на ГАЗонах, но у меня на погрузчике уже штатно установлен блок предохранителей (нижний ряд от ВАЗ 2106). Стоят обычные пластиковые предохранители в соответствии с Амперами определённых цепей. Всё вполне устраивает, но можно поставить и более современные блоки предохранителей как в иномарках под флажки, но это уже скорее для понта, а пока родные полностью устраивают. Из реле стоит только реле стартера, всё остальное идёт через предохранители. Печка стоит вся в сборе от ЗИЛ-130, не знаю правда мощность мотора, но работает чётко в двух режимах, в кабине честно жарко даже в сильные зимние морозы. По крайней мере я работаю в лёгком свитере с поднятыми рукавами.
 
Последнее редактирование:

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Кто полностью менял проводку наверное ставили блок предохранителей? Релюшки новые?
Я менял. На фары поставил реле, на сигнал и ЭБН (машина инжекторная), также на электровентилятор. Предохранители, как и у Сереги, от ВАЗ-2106.
 

Виталий 55

Освоился
Регистрация
6 Июн 2014
Сообщения
29
Реакции
0
Баллы
42
Мужики, ещё такой вопрос: тут один человек писал что поставил пропановское ГБО и подключил к нему метан через кислородный редуктор. Кто-нибудь ещё так делал? Переделывать что-то нужно?
 

Vityok

Коренной житель
Регистрация
20 Окт 2010
Сообщения
4,371
Реакции
182
Баллы
534

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Виталий 55, я так делал, но далее эксперемента дело не пошло. Давление на выходе редуктора (кислородного) нужно не более 3 атм., но когда газу даешь, давление падает на 0, короче, дальше средних оборотов мотор не развивает, это 1500 об/мин. максимум, если прибавлять до 6-7 атм., то пропановский редуктор не справляется с таким давлением, получается тоже, что и в первом случае.
 

Виталий 55

Освоился
Регистрация
6 Июн 2014
Сообщения
29
Реакции
0
Баллы
42
А на пропане пробывали при этом же редукторе? Читал на сайте газовиков что редуктор от легковой машины не подойдет на Газон, производительности не хватает.
 

Виталий 55

Освоился
Регистрация
6 Июн 2014
Сообщения
29
Реакции
0
Баллы
42
Вопрос по заглушкам в блоке, хочу при снятии двигателя промыть рубашку, как я понял они одноразовые, подскажите как их правильно снимать. И писали что делают на болтиках, легкосъёмные, под них наверное нужно резиновое кольцо?
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Оставь на зиму с водой, сами вывалятся.:) Специально ни разу не снимал. Попробуй вогнуть ее во внутрь. Ставится легко, на кольце меньшего диаметра шаром ее прогибаешь, потом на герметик, легким постукиванием среднего молотка.
 
Сверху