• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
я пробовал и так и этак не-то все! аккуратно не получается. возьми старый шатун сделай из него оправку найди токаря и отдай ему оправку с вкладышами пусть может на поиски токаря в другом городе уйдет время но зато обойдется бес порезов ушибов на руках и результатом останешься доволен

Добавлено через 3 минуты 10 секунд
у меня токарь за работу взял 1000 тенге на ваши 200 рублей
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
я пробовал и так и этак не-то все! аккуратно не получается. возьми старый шатун сделай из него оправку найди токаря и отдай ему оправку с вкладышами пусть может на поиски токаря в другом городе уйдет время но зато обойдется бес порезов ушибов на руках и результатом останешься доволен

Я одному токарю предложил из старого шатуна оправку сделать, так он не знает как оправку в патроне в станке зажать и не знает как резец сделать чтобы владыши не разодрать. А шатун старый найти не проблема, у нас на разборках есть запчасти на эти моторы.

Добавлено через 4 минуты 16 секунд
у меня токарь за работу взял 1000 тенге на ваши 200 рублей
У нас я предлагал тысячу рублей за 12 вкладышей и то не берётся не потому что оправок или что то нет, а потому что не знает как и чем делать эти канавки. Токарь на меня с такими глазами смотрел как я сказал ему что мне нужно от него.
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Руслан! Ну а как двигатель после доработки системы смазки? Просто у меня этот двигатель стоит на погрузчике и погрузчик купил себе для работы и теперь потихоньку занимаюсь двигателем. Хочется услышать мнение. Как давление? На какой скорости ездишь? Ну и поведение двигателя?
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
дай ему старые вкладыши покажи коренной пусть попробует сделать канавку как на коренном думаю у него фантазии не хватило понять что ты от него хочешь))):)
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
дай ему старые вкладыши покажи коренной пусть попробует сделать канавку как на коренном думаю у него фантазии не хватило понять что ты от него хочешь)))

Да они меня сегодня с одним мужиком волговодом отговаривали от этой затеи, говорят там и не надо делать канавки, двигатель и без них должен работать, я отвечаю что люди переделывали и двигатели ходят изумительно. А они всё равно своё толкают.
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
залил масло шеврон 15 w40 завел! механический датчик давления скаканул до 8 очей но через некоторое время все нормально держит 3 очка работает мягко тихо без посторонних шумов с открытым краником на маслинным радиатор при прогретом движке давление 2,5
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
залил масло шеврон 15 w40 завел! механический датчик давления скаканул до 8 очей но через некоторое время все нормально держит 3 очка работает мягко тихо без посторонних шумов с открытым краником на маслинным радиатор при прогретом движке давление 2,5

Давление на прогретом 2,5 это на холостом ходу или при нажатии на газ?
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
холостой и очень маленький у меня 2х этажный насос при нажатии на акселератор давление подскакивает до 6 падает до 4. отпускаешь газ падает на 2,5
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
холостой и очень маленький у меня 2х этажный насос
Ну у меня тоже будет ддвухэтажный от БТРа, я не собирал из двух один, я такой новый в магазине купил. А если оборотов дать двигателю около 2100 об/мин сколько давление показывает? И от такого давления масло не выдавливает через сальник, прокладки, набивку?

Добавлено через 3 минуты 53 секунды
подскакивает до 6 падает до 4. отпускаешь газ падает на 2,5
Как так подскакивает? Это получается нажал на газ задал например 2000 оборотв манометр показал 6 атмосфер и продолжая держать такие обороты давление падает до 4 атмосфер? Редукционный клапан срабатывает?
 
Последнее редактирование:

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
набивку поставил с мерседеса ранние где то здесь на форуме есть фотка упаковки я скидывал. излишние давление сбрасывает редукционный клапан который стоит в крышке маслинного насоса

Добавлено через 53 секунды
Ну у меня тоже будет ддвухэтажный от БТРа, я не собирал из двух один, я такой новый в магазине купил. А если оборотов дать двигателю около 2100 об/мин сколько давление показывает? И от такого давления масло не выдавливает через сальник, прокладки, набивку?

Добавлено через 3 минуты 53 секунды

Как так подскакивает? Это получается нажал на газ задал например 2000 оборотв манометр показал 6 атмосфер и продолжая держать такие обороты давление падает до 4 атмосфер? Редукционный клапан срабатывает?

да
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Спасибо за консультацию. Завтра попробую что нибудь с вкладышами придумать.
Извините ещё вопрос, а какой пробег уже у нового двигателя?
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Сергей MAVRIN, если ты творческая личность вот тебе идея сделай ручной станок для нарезки конавок нужно сделать разводной резец из инструмента стяжки пружин от ваз придумай что нибудь как зафиксировать скобы чтоб не играли на резьбе как заточить их скобы

Я вот хотел попробовать с помощью дрели зажатой во что нибудь чтоб не играла а в патрон зажать что то типа шарошки, а вкладыш установить хотя бы в ту же крышку шатуна чтоб вкладыш не улетел и как нибудь сделать канавку. Завтра думаю попробую Поставлю дрель на средние обороты, установлю её в тиски в большие. Думаю должно получиться.
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
у меня сверлильный станок и фреза есть )но не хватило оборотов у станка) бьет! тяжело шатун удержать
Ну у меня дрель с регулировкой оборотов думаю должно получиться, я просто сам такой всё перепробую сам и если уже не получится обращусь куда нибудь. Вот я и хочу чтоб биения небыло сильно сделать канавки полукруглой шарошкой.
 

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Я себе сделал оправку из старого шатуна, все элементарно,первый попавшийся токарь без труда нарезал канавки на вкладышах, стоимость работ копеечная.
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Добрый день ребята! Сегодня нашёл токаря, он сказал что без проблем сделает оправку под мои вкладыши и сможет нарезать канавки. Подскажите кто какие канавки делал по размерам? Ширина? Глубина? И ещё сегодня с одним мужиком разговаривал так он говорит что канавки резать вообще не нужно, если насос в две секции поставить то вкладиши и без канавки работать будут. Я с ним спорил спорил, он меня пытался отговорить а я подумал и всё равно решил что надо ставить. Потому что пришёл в гараж и сравнил вкладыши со своего двигателя коренные с канавкой и шатунные без канавки, ставил я их в одно время и двигатель успел наработать полгода, так вот которые с канавкой вкладыши, то на них износа нет совсем, а которые шатунные видно что они потёртые уже прилично а на шестом шатуне вкладыш начало разбивать. Думаю всё таки что канавки на шатунных не просто нужны, а необходимы не смотря на то что двигатель стоит на погрузчике и обороты сильно высокие там не нужны.

Добавлено через 1 час 28 минут 50 секунд
И ещё вопрос, отверстие в шатуне под вкладышем закрывать или нет? И если да то каким образом это лучше сделать?
 
Последнее редактирование:
Сверху