• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
кстати вот мой двух этажный насос толщина соединительной плиты 8 мм из инструмента понадобилась болгарка сверлильный станок
 

Вложения

  • PHOT0176.jpg
    PHOT0176.jpg
    62.1 KB · Просмотры: 773
  • PHOT0178.jpg
    PHOT0178.jpg
    65.9 KB · Просмотры: 772
  • PHOT0186.jpg
    PHOT0186.jpg
    73.2 KB · Просмотры: 705
Последнее редактирование:

Патриот52

Общительный
Регистрация
27 Авг 2011
Сообщения
17
Реакции
0
Баллы
62
РУСЛАН будьте так любезны нарисуйте чертёж с размерами насоса и краткое описание изготовления.Будет свободное время тоже займусь.Заранее благодарю!
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Себе покупал на погрузчик двухэтажный насос в магазине ГАЗ, от БТРа, с консервации, ещё не ставил но должно быть по любому лучше чем на старом. Сегодня привезли новые поршни, пальцы, кольца, вкладыши. Вкладыши стальалюминивые шатунные и коренные, кольца СТАПРИ, поршня отливались на заказ. Теперь блок ждёт ремонта, это замена втулок клапанов, разворачивание втулок, и правка сёдел клапанов, на следующей недели повезу блок в сервис. Так же в блок встанет новый распредвал от ГАЗ-40П, новые клапана, новые шестерни ГРМ, сверху всё закроет ГБЦ под степень сжатия 6,7, притёртые коллектора (как сняли оба коллектора и провели окнами по кругу абразивному то увидили что половина окон даже не зацепились, в итоге притёрли). На коллектор карб от 2107 и сухой воздушный фильтр. И наверное электробензонасос , недавно видел в магазине, продаются для карбюраторных ВАЗ.
 

Алексей С

Общительный
Регистрация
18 Фев 2009
Сообщения
5
Реакции
9
Баллы
64
Себе покупал на погрузчик двухэтажный насос в магазине ГАЗ, от БТРа, с консервации

Добрый день.А не подскажете в каком магазине купили? Я в Южном порту искал - не нашел,только обычные есть.

Добавлено через 18 минут 49 секунд
И у меня еще один вопрос - где можно найти руководство по ремонту двигателя газ 51-52.
В частности нужно следующее - регулировка клапанов.
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Добрый день.А не подскажете в каком магазине купили? Я в Южном порту искал - не нашел,только обычные есть.

Добавлено через 18 минут 49 секунд
И у меня еще один вопрос - где можно найти руководство по ремонту двигателя газ 51-52.
В частности нужно следующее - регулировка клапанов.

Насос покупал в Люберцах в магазине запчастей ГАЗ, адрес сейчас на память не помню.

Вот по клапанам регулировка на ГАЗ 51 и ЗИМ-12:
а) поставить распределительный вал (вращая заводной рукояткой коленчатый вал) в положение, при котором первый выпускной клапан будет полностью открыт, и установить зазоры во втором, третьем и шестом выпускных, а также в первом, третьем и пятом впускных клапанах;
б) повернуть коленчатый вал на один полный оборот (распределительный вал при этом займет положение, при котором шестой выпускной клапан будет полностью открыт) и установить зазоры в первом, четвертом и пятом выпускных, а также во втором, четвертом и шестом впускных клапанах. На двигателях М-20 и ГАЗ-69
а) поставить распределительный вал в положение, при котором первый выпускной клапан будет полностью открыт;
б) повернуть коленчатый вал на четверть оборота, и в этом положении распределительного вала установить зазоры в третьем и четвертом выпускных, а также во втором и четвертом впускных клапанах;
в) повернуть коленчатый вал на один полный оборот и установить зазоры в первом и втором выпускных а также в первом и третьем впускных клапанах.
Для регулировки зазора необходимо ослабить контргайку болта толкателя, удерживая при этом вторым ключом толкатель от проворачивания. Затем, продолжая удерживать толкатель, надо вращать регулировочный болт в нужном направлении до получения требуемого зазора по щупу. После окончания регулировки следует возможно сильнее затянуть контргайку регулировочного болта. Пользоваться при этом следует нормальными ключами, имеющимися в комплекте шоферского инструмента.
Для регулировки зазоров между клапанами и толкателями на автомобилях ГАЗ-51, ГАЗ-63 и ГАЗ-69 рекомендуется снимать переднее правое колесо и его брызговик, а регулировку производить из-под крыла. На автомобилях ЗИМ и М-20 („Победа") для регулировки зазоров надо снимать газопровод и, регулировать зазоры сверху.
 

lost345

Общительный
Регистрация
17 Фев 2012
Сообщения
12
Реакции
0
Баллы
62
ВСЕМ ПРИВЕТ!!!!МОЖЕТ КТО СТАЛКИВАЛСЯ С ПРОБЛЕМОЙ ТАКОГО РОДА.ДВИГАТЕЛЬ НЕ СБРАСЫВАЕТ ОБОРОТЫ ПОКА ПО ГАШЕТКЕ РЕЗКО НЕ НАЖАТЬ.ТОКА ПОТОМ СБРАСЫВАЕТ И ЧАСТО ГЛОХНЕТ.:drinks:
 

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Проверь , нет ли заедания дроссельной заслонки в карбюраторе, и не заедают ли тяги к педали газа, а также возможно возвратная пружина тяги дроссельной заслонки потеряла жесткость, все разбери и смажь.
 

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
кстати вот мой двух этажный насос толщина соединительной плиты 8 мм из инструмента понадобилась болгарка сверлильный станок


Ай, молодец!!! Отличная работа!!!

Просто рад за тебя и твой мотор! Будешь ездить и не знать горя!


Надо на завод фотографию твоего насоса послать. Пусть ГАЗу стыдно будет, что народ еще лучше насосы делает, чем сам завод для БТР-ов.

Замечательное качество старой техники, как раз именно в том, что агрегаты можно под свои нужды дорабатывать.
А сейчас что?!! :rofl:

Вот сын рассказал историю: у них на работе, у шефа, крякнул БМВ. Здоровенный такой, навороченный. Так вот - мотору тоталь капут, а цена нового.... держитесь крепче... 25 тысяч евров!!!!!!!!!!
И ничего не поделаешь, "шпециалисты"-конструхторы такого напридумывали: там в моторе даже гильз нет вообще, просто дырки с напылением металла, 30 микрон. Вкладыши без замков, ролики пластиковые и т.д и т.д. Бред какой-то...

Так самое интересное, тенденция во всем мире к таким моторам... Ужас! :wall:
А добрая старая чугуняка ГАЗ 52 вас на деньги не поставит.
Родная потому что и совестливая.
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
А добрая старая чугуняка ГАЗ 52 вас на деньги не поставит.
Родная потому что и совестливая.
+100
В том то и дело что этот мотор обладает колоссальным запасом прочности. А вот навесить на него можно любую крутую аппаратуру, типа распределенного многоточечного впрыска и полностью статического зажигания с индивидуальными катушками. По крайней мере механический инжектор уже ставили. :gaz_love:
 

lost345

Общительный
Регистрация
17 Фев 2012
Сообщения
12
Реакции
0
Баллы
62
Проверь , нет ли заедания дроссельной заслонки в карбюраторе, и не заедают ли тяги к педали газа, а также возможно возвратная пружина тяги дроссельной заслонки потеряла жесткость, все разбери и смажь.
Спасибо!!!так и есть стоило руки приложить,а я боялся что с карбюра-м что то не так.вот ещё вопрос если поставить редуктор 66го вместо 53го какие изменения по скорости?
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
если поставить редуктор 66го вместо 53го какие изменения по скорости?
Никаких, передаточное число в обоих редукторах 6,83, вся разница только в дифференциалах, в 53 стоит обычный, а в 66 кулачковый повышенного трения. Если нужно повысить проходимость тогда есть смысл замены.
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
диск сцепления газ 52 долго не протянет из-за редуктора газ 66, очень большая нагрузка на мотор при крутом повороте на асфальтированной дороге. но если ваша машина кроме степных дорог ничего не видит думаю стоит попробовать чтобы потом поделиться опытом)
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Ставь смело редуктор! И ни кого не слушай. Нормально все ходит. На официальной версии стоит уже много лет и ничего. Единственное, хрустеть на поворотах начал. В рембате обещали потроха новые дать, под осень буду менять.
 

lost345

Общительный
Регистрация
17 Фев 2012
Сообщения
12
Реакции
0
Баллы
62
спасибо!!! решено буду ставить.........на 4 ой коробка воет спасу нет и вибрация долбит не могу понять откуда такое наказание ,кардан новый в сборе поставил та же песня.как на счёт коробки какую лучше поставить ? у меня с делителем стоит 51го что ли.
 

КультТурист

Общительный
Регистрация
9 Июл 2012
Сообщения
42
Реакции
64
Баллы
79
Товарищи, а есть кто возьмется перебрать движок на ЗИМе и почем? Ну и так же коробку, гидромуфту, посмотреть жив ли мост. До "разбора" все заводилось и ездило.

Если есть кто - в "личку", пожалуйста.
 

Алексей С

Общительный
Регистрация
18 Фев 2009
Сообщения
5
Реакции
9
Баллы
64
Товарищи, а есть кто возьмется перебрать движок на ЗИМе и почем? Ну и так же коробку, гидромуфту, посмотреть жив ли мост. До "разбора" все заводилось и ездило.

Если есть кто - в "личку", пожалуйста.

Мне сейчас делают двигатель от Газ-52.Уже финальная стадия.Осталось только покрасить.Буду в Победу ставить.Чуть позже смогу отписаться что да как.

0_75774_8b2f82e6_L


Добавлено через 20 часов 58 минут 11 секунд
Вот кстати небольшая предыстория с двигателем : покупал новым по объявлению.Хранился в сарае.Вот что вылезло при разборе :

48cedefcf7df238e-main.jpg

48cedefd00fe5f6c-main.jpg

48cedefd08f66de2-main.jpg

48cedefd12538e1c-main.jpg

48cee18b0866e746-main.jpg

сразу-же купил все необходимые детали...
48cee24643d41503-main.jpg

48ceea2b250aee34-main.jpg

48ceea2b2f39897e-main.jpg

48cf23ee25541e38-main.jpg

48cf23ee1271936b-main.jpg


Что было сделано :
замена поршней
замена гильз
выпускные клапана от газ 53
балансировка КШМ

осталось найти только насос масляный двухсекционный...либо найти человека кто грамотно это сделает..
 
Последнее редактирование:
Сверху