• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Значит не стоит менять голову под степень сжатия 6.7? 92-ой бензин мне никогда не выпишут. Был бы мой погрузчик то да я бы 92-ой лил. Но и с такой детонацией нельзя ездить. Так то мотор заводится легко, работает относительно нормально, но детонация на всех диапозонах. В кабине сидишь и слышно как пальцы стучат. Как быть? Мне кажется теперь что и мотор стреляет и хлопает в выхлоп из за того что степень сжатия и бензин не соответствует. У меня так же было на шестёрке, когда "колхоз" под 80-ый бензин снял в зажигании и поставил электронику, то на этом бензине работала как попало. Залили 92-ой и двиг зашептал.
 

Olexx

Общительный
Регистрация
9 Фев 2012
Сообщения
5
Реакции
0
Баллы
62
Приветствую всех участников ветки.
Собираюсь купить ГАЗ 52 самосвал-колхозник. Что смотреть в первую очередь? Как понять - нормальный мотор или нет? Или по умолчанию думать, что потребуется переборка? Опыт был только с легковыми отечественными - ЗАЗ 968 и Москвич 2141. Грузовик будет впервые.
 

Rif

Общительный
Регистрация
19 Фев 2009
Сообщения
52
Реакции
15
Баллы
85
Смотря какие планы на него, я брал просто так и ничего особо не планировал на нем возить, для меня было уже достаточно что он завелся после длительного простоя, хотя и это было не главное, главное чтоб комплектный был и все узлы присутствовали физически. Достался он мне за символическую плату, если у тебя идет речь по существенным деньгам то да смотри внимательнее. По двигателю слушай как заводится и как работает, насколько засран маслом, нет ли течи между двигателем и коробкой, хотя все можно исправить. Да и если это самосвал, проверь гидравлику поднимает ли она хотя бы пустой кузов, наверняка насос уже износили.
 

Olexx

Общительный
Регистрация
9 Фев 2012
Сообщения
5
Реакции
0
Баллы
62
Ну, вот, подчистили весь флуд. Теперь товарищей осудивших меня за нетематическое разитие ветки прошу ответить на мои вопросы -
Что смотреть в первую очередь? Как понять - нормальный мотор или нет? Или по умолчанию думать, что потребуется переборка?
Спасибо всем откликнувшимся.
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
а там ничего такого нет. Если просто смотреть то только давление масла и дым из вентиляции картера. Глазами ничего больше не увидишь. Слушай на слух. Если зазоры норм то греметь не будет. 52 вообще неприхотлив и крепок и гремит когда он труп. Если говорит что вкладыши меняли относительно недавно а давление на горячую слабое значит распредвал скорее всего болтается или масло полное Г . А так все увидишь когда начнешь ездить.:)
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Доьрый вечер ребята. Задался вопросом о замене вентилятора охлаждения на двигателе ГАЗ 52. Штатный железный шестилопастной не устраивает шумной работой практически на всех режимах работы двигателя, и гдето мне попадалась на глаза такая инфа что мол при работе двигателя на средних и высоких оборотах с железным вентилятором нагрузка повышается на подшипники помпы очень сильно. За два года я два раза менял подшипники. И недавно в магазине обратил внимание на вентилятор от газели, но встал вопрос: подойдёт ли посадочное место и отверстия под болты крепления к помпе ГЗ 52? И ещё, в магазине было два вентилятора, у одного одно количество лопастей, у второго другое. Вот какой вентилятор выбрать если они оба будут подходить по крепления под помпу ГАЗ 52?
 

Вложения

  • Вентилятор охлаждения.jpg
    Вентилятор охлаждения.jpg
    64.6 KB · Просмотры: 265
  • Вентилятор.jpg
    Вентилятор.jpg
    54.7 KB · Просмотры: 243

foma38

Общительный
Регистрация
15 Май 2011
Сообщения
4
Реакции
1
Баллы
64
Доьрый вечер ребята. Задался вопросом о замене вентилятора охлаждения на двигателе ГАЗ 52. Штатный железный шестилопастной не устраивает шумной работой практически на всех режимах работы двигателя, и гдето мне попадалась на глаза такая инфа что мол при работе двигателя на средних и высоких оборотах с железным вентилятором нагрузка повышается на подшипники помпы очень сильно. За два года я два раза менял подшипники. И недавно в магазине обратил внимание на вентилятор от газели, но встал вопрос: подойдёт ли посадочное место и отверстия под болты крепления к помпе ГЗ 52? И ещё, в магазине было два вентилятора, у одного одно количество лопастей, у второго другое. Вот какой вентилятор выбрать если они оба будут подходить по крепления под помпу ГАЗ 52?
Они оба бутут выть и достаточно сильно.
Я на двух машинах уже переделывал под вязкостную муфту. Правда не совсем бютжетно, но результат того стоит. Забываешь проблемы с шумом, перегревом в жару и недогревом в морозы. И еще. Машины были не с ГАЗ 52, а с Д245Е2 и УМЗ4216. Если интересно, читаем дальше)))
Снимаешь родную помпу. Чистишь плоскость от прокладоки и ложишь на ровную поверхность. Замеряешь расстояние от поверхности до шкива, запоминаешь, лучше записать))) Спрессовываешь ступицу на которой сидит шкив. Со ступицей в магаз по ГАЗам, УАЗам. Ищешь такую же, но выше и с резьбой, резьба левая. Мне попадались только УАЗовские с 24-й резьбой, а нужна 22-я. Я токарю отдал, он при мне тут же прогнал, шаг у обоих резьб одинаковый.
Чепаешь в магаз по европейским машинам, нам нужны запчасти с БМВ. Покупаешь муфту и крыльчатку. Пробуешь накручивать муфту на ступицу. Какую муфту брал, не помню, фирмы FEBI, от бэхи какой-то, продаван сказал у нас такие все берут под переделку. От той же бзхи и крыльчатка 11-ти лопастная.
С токарем я что-то поторопился, это во второй раз я уже знал, тебе советую сначала проверить и померить, т.е. к токарю уже с муфтой и ступицей новой.
Запрессовываешь ступицу и примеряешь шкив, меряешь. У меня шкив ниже оказался на 2мм. Топаю в магаз газовский и беру прокладку стальную, ложу между шкивом и ступицей. Расстояние в пределах допуска))) Ставишь помпу на место, прикручиваешь крыльчатку на место, 3шт болтика нужно будет М6. Накручиваешь вентилятор на ступицу, резьба левая(!), ни в коем случае ключем тянуть не нужно(левая резьба). Потом что-бы откручивать понадобится ключик на 32, но худенький, обточенный, больше ничем не подлезешь.
Заводишь, сначала вентилятор рявкает в полную силу, пом тише-тише-тише...))) Тихонько крутится. Мотор нагревается, крутиться начинает чуть быстрее. Короче-наслаждаешься.
Бютжет((( Ступица 130р+токарь 50р. Муфта 4300р+крыльчатка 1700р(цены ноябрь прошлого года). Можно было заказать в инете, раза в полтора дешевле, но времени ждать не было, да и не знал что заказывать.
ОООооо! Поправлюсь сразу, под шкив не прокладку ложил, эта детатька в каталоге шайба вентилятора зовется 4146.1308032-01
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
В таком случае легче ставить сразу электронные вентиляторы освобождаю помпу от каких либо вентиляторов. То что вы посоветовали это интересно но на заводскую машину это очень дорого и беготни выходит до фига. У меня есть электро вентиляторы спаренные от тойоты остаётся купить только реле и датчак включения вентилятора. Просто на лето я не хотел ставить электро вентиляторы потому что этим летом было до 37 градусов и со штатным вентилятором мотор грелся сильно. (90-95 градусов).
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160

Klobzik

Общительный
Регистрация
15 Янв 2011
Сообщения
28
Реакции
38
Баллы
74
За два года я два раза менял подшипники.

может быть вы ремень перетягиваете, или у вас крыльчатка с огромным дисбалансом?
два раза в год что-то многовато... хотя может из-за качества запчастей
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
может быть вы ремень перетягиваете, или у вас крыльчатка с огромным дисбалансом?
два раза в год что-то многовато... хотя может из-за качества запчастей

Да ремень вроде номально натянут, один раз подтягивал когда зарядка плохая стала и ремень засвистел. Я вот тоже думаю на вентилятор. Мало того он тяжёлый как фиг знает чего. Друг мой взял его в руки и его чуть не осадило, чего говорит такой тяжёлый, я говорю незнаю. И на нём одна лопасть немного погнута но вроде нигде не за что не цепляет. Вот и хочу поставить после ремонта новый по легче какой нибудь.

А ещё кто нибудь подскажет с какой машины ремень вентилятора подходит? Я ставил от ЗИЛа привод компрессора, за неделю он у меня лопнул в 2-х местах, пришлось обратно старый ставить.
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Такое качество запчастей, нового ремкоплекта на помпу хватило проехать меньше 50 километров. А что далеко ходить,купил крестовины, вроде русские, когда вскрыл уже ставить- китай. Вроде два рейса на приличное расстояние, не стучат. Старую с собой вожу.:)
 

foma38

Общительный
Регистрация
15 Май 2011
Сообщения
4
Реакции
1
Баллы
64
В таком случае легче ставить сразу электронные вентиляторы освобождаю помпу от каких либо вентиляторов. То что вы посоветовали это интересно но на заводскую машину это очень дорого и беготни выходит до фига. У меня есть электро вентиляторы спаренные от тойоты остаётся купить только реле и датчак включения вентилятора. Просто на лето я не хотел ставить электро вентиляторы потому что этим летом было до 37 градусов и со штатным вентилятором мотор грелся сильно. (90-95 градусов).

Карлсоны тоже выход, но не мой. Поясню. Не обеспечивают температурной стабильности, напруга скачет, поломаться могут(ну там предохи-релюхи), шумят...
Муфта тем и хороша, что не шумит, крутится когда нужно, ломаться в ней нечему. Не зря же все немцы, японцы, да и пендосы с муфтами.
А то что небютжетно, я сразу предупреждал
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
В таком случае легче ставить сразу электронные вентиляторы освобождаю помпу от каких либо вентиляторов.
Я так и сделал, кстати шум от электрических вентиляторов намного меньше чем от родного.
с железным вентилятором нагрузка повышается на подшипники помпы очень сильно.
Это точно, железный вентилятор гробит подшипники.
Вообще установка электровентилятора уже описана в одной из тем.
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Вообще установка электровентилятора уже описана в одной из тем.

Да про электровентиляторы я читал, знаю как подключить, но на лето их ставить не хочу, у меня под капотом летом Египет. Электрические будут постоянно работать и как бы их не угробить.
 

Патриот52

Общительный
Регистрация
27 Авг 2011
Сообщения
17
Реакции
0
Баллы
62
Всем привет!Давно не заходил.Разобрал двигатель 5-6 поршням хана,все в задирах.На 5 поршне вылетело стопорное кольцо и натёрло две канавы на зеркале.металл вокруг пальца расплавился.шатунные вкладыши почти без баббита.Головка блока как коромысло(еле снял).Все признаки перегрева двигателя.Я не грел ни разу,значит грех старого хозяина.После него наездил более 10тыщ.км.без проблем(надёжный двигатель) хотя сапунил прилично(признак неисправности).Думаю сделать в капоте две прорези и поставить воздухозаборники,дабы карбюратору было легче дышать летом и охлаждение задней части двигателя.ВАШИ МНЕНИЯ!
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
поставить воздухозаборники,дабы карбюратору было легче дышать летом

Две дырки в капоте карбюратору особо дыхания и не прибавят. Чтоб он дышать начал это лучше сделать отверстие в крыле и вывести шноркель по стойке кабины чуть выше крышы как на дизелях например ГАЗ 3309. Это будет намного лучше в плане питать карбюратор нормальным свежим воздухом, чем курочать капот и ставить заборники которые будут помогать только при движение авто, и то не очень сильно. А если где нибудь буксовать начнёшь то и заборники не помогут, двигатель всё равно будет греться, а питания карбюратора через шноркель даже при буксовании обеспечит сто процентов притока свежего не подкапотного воздуха.
 

Виктор Тимоха

Общительный
Регистрация
28 Фев 2012
Сообщения
6
Реакции
0
Баллы
62
Здравствуйте , я давно читаю этот форум узнал много всего интересного так как сам являюсь до некоторого времени счастливым владельцем ГАЗ 52-04 а беда вот в чем после замены прокладки под головкой машина завелась с пол оборота и ревет как будто нажата педаль газа грешил на падсос воздуха под калектороми менял прокладку регулировал клапана выставлял зажигание ничего не помогает ставил заведомо исправный карбюратор не помогает шипения нет шланг на вакуум заглушен помогите где копать две недели уже мучаюсь помогите советом новичку....:wall:
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Здравствуйте , я давно читаю этот форум узнал много всего интересного так как сам являюсь до некоторого времени счастливым владельцем ГАЗ 52-04 а беда вот в чем после замены прокладки под головкой машина завелась с пол оборота и ревет как будто нажата педаль газа грешил на падсос воздуха под калектороми менял прокладку регулировал клапана выставлял зажигание ничего не помогает ставил заведомо исправный карбюратор не помогает шипения нет шланг на вакуум заглушен помогите где копать две недели уже мучаюсь помогите советом новичку....:wall:

А тяга педали газа нигде не может цеплять и заедать или подклинивать? Можно попробовать завести двигатель отсоединив от карбюратора привод заслонок, и если обороты остануться высокими то можно попробовать выкрутить винт регулировки холостого хода чтоб заслонки прикрылись. И так же проверить их не заедают ли. А если без тяги на карбюраторе будет нормально работать то ищи причину в тягах привода от педали до карбюратора.
 
Сверху