• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Можно ли ездить без масла или Последствия масляного голодания.

gorill

Свой человек
Регистрация
20 Июн 2007
Сообщения
3,777
Решения
1
Реакции
6,144
Баллы
725
На подобное обсуждение меня подвигла одна тема, в которой автор после пробега в несколько км без масла и появления стука спрашивал:"Сколько еще можно покататься?".
Итак, околонаучная часть:
Смазка в любом двигателе(безотносительно к модели и производителю) производится тремя способами:
1.Под давлением
2.Разбрызгиванием
3.Масляным туманом (частный случай способа №2)
Третий и второй способы нас сейчас мало интересуют, поскольку их отсутствие хоть и наносит серьезный вред, но не "сейчас и сразу", поэтому переходим к смазке под давлением.
Из масляного насоса масло подается в первую очередь в канал, питающий коленчатый вал, т.к. это самая напряженная деталь в КШМ. Пара трения в нем представляет собой систему втулка-вал с небольшим рабочим зазором для прохода смазки. При вращении вала масло не льется сплошным потоком, а разделяется на несколько слоев, которые вращаются с различной скоростью(вплоть до нулевой в пограничных с деталью зонах). При этом за счет несжимаемости жидкости вал "всплывает" и ни сухого ни полусухого трения деталей не происходит (за исключением момента запуска двигателя). Масло служит не только смазывающим средством, но и "мусорщиком", вбирающим в себя неизбежные продукты износа, разложения и банальную грязь, и теплоотводом. Давление в системе строго регламентировано, поскольку низкое давление приведет к раздавливанию тех самых слоев и полусухому трению, а высокое приведет к срыву слоев, ухудшению теплоотвода и сбора грязи и, в конечном итоге, к тому же самому полусухому трению. Давление зависит не только от маслонасоса, но и от величин рабочих зазоров в парах трения, причем при слишком больших зазорах маслонасос, будучи совершенно исправным, не обеспечит ни давление ни объем прокачки, поскольку масло из таких зазоров вытекает быстрее, чем он успевает его туда накачивать. Далее масло, потеряв часть себя из-за дозволенного вытекания из рабочих зазоров и будучи уже подогретым, подается дальше в систему к распредвалу, промвалу, оси коромысел и т.п., которые довольствуются остатками с барского стола.
При малом давлении масла, а уж тем более при его количественной нехватке, полусухое трение начинает разогревать вал-втулку, масло еще больше разжижается, продукты износа никуда не удаляются и начинают всячески пакостить, царапая поверхности и впечатываясь в них, уменьшая смазываемую поверхность, что приводит к дальнейшему росту t. Полусухое трение активно изнашивает поверхности, зазор увеличивается, возникают ударные нагрузки и ...возникает тот самый стук. Далее страдают (обычно молча до предсмертного состояния) р\валы и т.п. (см.выше).
Касательно повреждений к\вала:
- глубина закалки шеек составляет от 2 до 4 мм, потеря твердости начинается свыше140 градусов, а первый цвет побежалости (светло-соломенный) образуется при t 200-220
- ударные нагрузки приводят к изгибу вала и к большому эксцентриситету шеек, не всегда исправляемым шлифовкой под ремонтный размер, а уж геометрия постелей, а иногда и блока, будучи нарушенной, редко поддается исправлению.
Теперь околопрактическая часть, самая короткая:
Бывали случаи, когда проехав энное количество километров, жертва сиюминутно отделывалась только шлифовкой к\вала, но чуть позже начинают хандрить остальные точки, которые не получили своих крох со стола к\вала и владелец начинает глубокомысленно рассуждать о падении нравов на заводах и низком качестве изготовления. А дело-то вовсе не в "бобине"...
За сим прошу высказываться.
Предупреждаю сразу: переходы на личности и посты типа "Ап" , "У меня такое было" и "Сам дурак" будут удаляться без комментариев.
 

sashapushkin

Общительный
Регистрация
21 Апр 2009
Сообщения
49
Реакции
13
Баллы
70
gorill написал(а):
Касательно полировки: Зеркальная поверхность металла отнюдь не образец для подражания в плане шероховатости и вот почему: Чем больше разных по высоте неровностей (выступов и впадин), тем больше преломление и отражение световых лучей и такую поверхность глаз воспринимает как блестящую. В действительности же, чем меньше шероховатость поверхности(т.е. чем более она гладкая), тем меньше отражение света и такую поверхность глаз видит матовой.

хм... а как же глянцевый и матовый экран ноутбука, кто из них больше отражает лучей и чья поверхность более гладкая?

пример гладкой поверхности так же один из блинов жесткого диска компютера (пости идеально гладкий и ровный) иначе просто не может быть.

Полировка УБИРАЕТ мелкие неровности!
совершенно верно! что бы уменьшить сопротивление и вследствие уменьшить тепло выделение.
 

gorill

Свой человек
Регистрация
20 Июн 2007
Сообщения
3,777
Решения
1
Реакции
6,144
Баллы
725
А Вы ничего не путаете? Помнится мне из школьного курса физики
О горе мне! Хотелось кратко и доступно, но получилось как всегда... Меня не оставляет надежда, что закон Мэрфи "Если что-то может быть понято неправильно, то оно непременно будет понято неправильно" хоть когда-нибудь не сработает, но нет...увы.... Вы опираетесь на школьный курс физики и считаете, что он есть "истина в последней инстанции"? Удачи. Но не упрекайте тогда других, что они физику учили не только в школе.
Попытаюсь еще раз кратко и менее доступно пояснить элементарные вещи из раздела физики под названием "Оптика" (ключевые моменты выделю) :
"Направленное (зеркальное) отражение характерно для гладких и полированных поверхностей, неровности которых малы относительно длины волны падающего света. Зеркальное отражение определяется концентрацией светового потока в некотором телесном угле, направление оси которого определяется законами зеркального отражения. Величина и форма телесного угла в падающем и отраженном потоках сохраняются. Яркость зеркально-отраженного потока прямо пропорциональна яркости источника, а коэффициент отражения определяется из выражения:
ρ = Fρ / F = Iρ·ωρ / I·ω = Lρ·ΔSρ / L·ΔS = Lρ / L = Lα / L,
где L — яркость источника света.

Для зеркального отражения справедливы три закона: падающий и отраженный лучи находятся в одной плоскости с нормалью в точке падения; углы падения и отражения относительно нормали равны; зеркально-отраженный свет, начиная от его изображения в зеркале поверхности, подчиняется закону квадратов расстояний.

Диффузное (рассеянное, равнояркое) отражение характерно для матовых поверхностей с беспорядочными микронеровностями, размеры которых соизмеримы с длиной волны падающего света или превышают ее.
Диффузное отражение характеризуется равномерным отражением света в пределах телесного угла 2π стерадиан, который расположен над отражающей поверхностью в полусфере и не зависит от направления падающего светового потока. Оно описывается законом Ламберта, согласно которому яркость Lα постоянна для любого угла рассматривания диффузной поверхности, а сила света в зависимости от угла α изменяется по закону косинуса. "
Ну что, полегчало?
Теперь тоже самое еще раз для поклонников школьной простоты:
На зеркальной поверхности имеется большое, очень большое, просто гигантское количество на единицу длины коротких выступов и впадин. После финишной обработки вершины выступов оказываются срезанными, образуя меньшее количество неровных участков, но уже более длинных и широких на ту же единицу длины. Теперь понятно?
Зеркальная поверхность в разы менее износоустойчива, чем матовая, в разы больше обеспечивает высокое удельное давление поверхностей друг на друга и т.д. и т.п., так что используйте зеркало по прямому назначению.
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
Что есть глянец? Это когда один глаз получает больше света чем другой,
Т.е. если жить с одним закрытым глазом, весть мир будет матовым?

Добавлено через 8 минут 8 секунд
Зеркальная поверхность в разы менее износоустойчива, чем матовая, в разы больше обеспечивает высокое удельное давление поверхностей друг на друга и т.д. и т.п.,
Две металлические плитки обработанные до зеркального блеска при соприкосновении склеиваются под воздействием диффузии и никакое масло не помогает им скользить относительно друг друга.

Добавлено через 1 минуту 40 секунд
на мерседесах двигатель меняют в сборе
....с кузовом, пепельницой и личным шофером.... :yes2:
 
Последнее редактирование:

PAVEL29

Завсегдатай
Регистрация
30 Окт 2009
Сообщения
1,449
Реакции
861
Баллы
265
Но не упрекайте тогда других, что они физику учили не только в школе.
Но я однако и не упрекаю, я задаю вопросы там, где мне не понятно.
gorill, А Вы ничего не путаете?

И конечно я не остановлюсь - продолжу задавать вопросы, пока мне не станет ясно. Вот жаль не помню автора поговорки, но сама поговорка гласит: "Не стыдись спросить, не знать стыднее". Вот я и спрашиваю, дабы не считать школьный курс физики истиной последней инстанции и немножечко увеличить свои знания.
Итак приступим: имеем коленчатый вал, после шлифовки, поверхность которого матовая, на ней
меньшее количество неровных участков

размеры которых соизмеримы с длиной волны падающего света или превышают ее
Это понятно, но (допустим) как сказано в камасутре берем и полируем эту поверхность и получаем зеркальную (или почти зеркальную) поверхность, на которой
очень большое, просто гигантское количество

выступов и впадин
Слово "коротких я не стал цитировать, заменю его на:
малы относительно длины волны падающего света

Тоесть было мало, но больших, стало много, но маленьких. Это все достаточно просто и понятно, ведь
Полировка УБИРАЕТ мелкие неровности!
Которые в данном случае (если сравнивать с длинной световой волны) были большими, а мы сделали их меньше, но их стало больше.
Думаю все логично и при цитировании я нигде не исказил смысла.
Так вот теперь собственно сама сложность для моего понимания, тоесть вопросы.
А чем определяется шероховатость поверхности - количеством или размером неровностей?
Но тут Вы уже ответили:

Зеркальная поверхность металла отнюдь не образец для подражания в плане шероховатости
Значит количеством. Правильно?

Стоит ли полировать поверхность шеек, после шлифовки или нет, и почему?
Почему в руководстве по эксплуатации и ремонту рекомендуют?


И на последок:
Ali-xan, Посмотрите ОДНИМ глазом на фольгу и лист бумаги.
Что есть глянец? Это когда один глаз получает больше света чем другой, при этом человек воспринимает это как блеск, при матовой поверхности оба глаза получают одинаковое количество света и блеск не виден.
Ничего не изменится - фольга блестит, лист - нет.
 

СержНовоч

Постоялец
Регистрация
4 Фев 2010
Сообщения
677
Реакции
308
Баллы
195
Когда то вынужденно провели с отцом такой эксперимент. В полях пропало давление, масло есть, но стрелка на 0, лампочка горит, как потом выяснилось - оторвался маслоприемник. Тихонько доехали до асфальта 10км. Все нормально, решили и до дома ехать. Итого проехали 35км. На тот момент пробег был 180тыщ.км, масло М8в, после этого мотор начал работать вроде шумнее, но сняв вкладыши не обнаружили аварийного износа. Так дальше и ездили, пока при 250тыщ.км не сделал капиталку.
 

xxil

Свой человек
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
3,710
Реакции
5,187
Баллы
725
Последнее редактирование модератором:

gorill

Свой человек
Регистрация
20 Июн 2007
Сообщения
3,777
Решения
1
Реакции
6,144
Баллы
725
Две металлические плитки обработанные до зеркального блеска при соприкосновении склеиваются под воздействием диффузии
Вы путаете молекулярное взаимодействие с механическими параметрами поверхности. Чем меньше площадь соприкосновения, тем выше удельное давление на этой площади(при прочих равных условиях), тем легче проходят диффузионные процессы, а именно тонкие и острые выступы в большом количестве, имеющиеся на зеркальной поверхности и обеспечивают относительно быструю диффузию.
А теперь ответьте: процесс диффузии в паре трения вредный или полезный процесс?
Почему в руководстве по эксплуатации и ремонту рекомендуют?
В каком именно и после чего именно?
 
Последнее редактирование:

PAVEL29

Завсегдатай
Регистрация
30 Окт 2009
Сообщения
1,449
Реакции
861
Баллы
265

Вложения

  • P1000811.jpg
    P1000811.jpg
    72.6 KB · Просмотры: 13
  • P10008101.jpg
    P10008101.jpg
    20.8 KB · Просмотры: 46

Генадич

Постоялец
Регистрация
6 Июл 2006
Сообщения
327
Реакции
279
Баллы
194
Когда то вынужденно провели с отцом такой эксперимент. В полях пропало давление, масло есть, но стрелка на 0, лампочка горит, как потом выяснилось - оторвался маслоприемник. Тихонько доехали до асфальта 10км. Все нормально, решили и до дома ехать. Итого проехали 35км. На тот момент пробег был 180тыщ.км, масло М8в, после этого мотор начал работать вроде шумнее, но сняв вкладыши не обнаружили аварийного износа. Так дальше и ездили, пока при 250тыщ.км не сделал капиталку.
Ключевое слово выделенно. Тоже самое можно сказать и ВАЗе работавшем без поддона - нулевые нарузки! Дайте обороты или нагрузку и получите "руку друга".
 

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
В общем интересная тема заглохла упершись в интерференцию и рефракцию:):):).
Внесу свои пять копеек в тему. Как промелькнуло в нескольких сообщениях, смазка не только смазывает, но еще и отводит тепло от узла трения. Причем вторая функция смазки не менее значима, чем первая, а возможно и более. Приведенные выше сообщения о жигулях работающих на выставках без масла, к сожалению очень однобоки, поскольку было на описанной выставке две машины и стояли они рядом. Только одни рекламировали и продавали присадку, а другие доказывали что рядом стоят шарлатаны. Желающие могут найти статью об этом на моем сайте с картинками и пояснениями.
По поводу чудесных исцелений ( в смысле езды без давления масла из-за обрыва привода) , то в моей практике есть несколько случаев леденящих душу. Например, при капремонте моторист ошибся и перевернул половинки коренного вкладыша таким образом, что и коренная и шатунная шейки остались вообще без масла. Это был оппозитный мотор VW. Машина проехала побольше 100000 км и мотор был разобран по какой-то иной причине. Когда увидели перевернутый вкладыш, глазам не поверили. Но на блоке остались оттиски номеров и это было неоспоримым свидетельством того, что вкладыши стояли не на своих местах. Так вот, состояние и коренной и шатунной шеек и их вкладышей было абсолютно работоспособным. В чем дело? Удельные нагрузки у идеологически старого мотора были очень низки, плюс очень спокойный стиль езды хозяина. А разбрызгивания вполне хватало и для попадания смазки обратным путем в зазор вкладыша и для отвода небольшого количества теплоты вполне хватало. Как хватает масла закачанного с утра в систему выставочных жигулей, чтобы без нагрузок крутить самого себя в течении полудня. Кстати на выставках они периодически делают остановки мотора для "подмазки", только кто это видит... Ну а тепло отводится за счет обдува КШМ воздухом при снятом поддоне. Предложить бы этим хлопцам одеть поддон и прокатиться от одного светофора до другого на перегонки. 50-100 метров и мотор можно было бы списывать.
По поводу шероховатости и необходимости либо вреде полировки шеек вала. Не надо ни ссылок на законы оптики, ни оценки "блестючести". Все это не в тему. Есть базовые постулаты науки под именем "Детали машин" где вполне понятно толкуется, что до тех пор пока шероховатость поверхностей не будет отвечать неким параметрам (в смысле высоты и расположения микронеровностей) до той поры эти поверхности не смогут нормально скользить друг по другу без взаимного сваривания и задиров. Ну и ладно. Примем на веру, что для этого достаточно отшлифовать шейки вала. Но из того же курса Деталей машин мы можем узнать, что сам процесс шлифования может обеспечить шероховатость поверхности шейки от Ra 2,5 до Ra 0,16. Это огромный разброс и зависит он исключительно от рабочего, который шлифует ваш вал. То есть не ленился ли он править абразивный круг, как выбирал режимы резания и СОЖ, в каком состоянии его станок и, наконец, он сам:).
Теперь надо знать еще один аспект. Для правильной работы узла трения нужна некая оптимальная шероховатость поверхностей. Сделайте вал по настоящему зеркально отполированным и он может задрать сразу же из-за того, что с зеркальной поверхности будет срываться масляный клин. Иными словами поверхность должна быть достаточно ровной, чтобы микронеровности не могли вступить в контакт и задир, но при этом они должны быть несколько шероховатыми, чтобы масло цеплялось за поверхность. В дополнение к этому должен сказать, что если трущиеся поверхности сделать несколько грубыми, но еще допускающими нормальное взаимное скольжение, то при аккуратной приработке (обкатке) шероховатость поверхностей придет к той, что считается оптимальной. И обратный случай. Сделаем поверхности максимально зеркальными, с соответствием самому высокому классу шероховатости и будем эти детали нежно прирабатывать друг к другу. Через небольшое время шероховатость поверхностей увеличится и достигнет опять же оптимального состояния. Собственно из сказанного, должна стать понятной необходимость правильной обкатки (приработки).
Ну а теперь после всего сказанного вернемся к вопросу надо ли полировать шейки коленчатого вала после шлифовки. Серьезные ремонтные предприятия, где работают грамотные технологи, всегда предлагают полировку вала после шлифования. Однако тут важно вот что. Никто не предлагает полировать вал до зеркального блеска и субмикронной шероховатости. Нет, нет и нет. шейки вала обрабатывают или абразивной, тонко шлифующей лентой или кожаными ремнями с довольно грубой полировальной пастой. И делается это для того, чтобы притупить вершины микронеровностей, созданных при шлифовании. То есть чистота поверхности улучшается на один-два класса. Зачем это делается? Чтобы ослабить влияние человеческого фактора. Рабочий мог, даже при полном соблюдении технологии, сделать вал чуть лучше или чуть хуже. Произведя грубую полировку мы можем либо дотянуть чистоту шеек вала до оптимума или сделать их чуть менее шероховатыми, чем оптимально. Но это "чуть лучше" не значительно и в процессе обкатки шейки примут оптимальное состояние.
 

polyno4nik

Общительный
Регистрация
2 Фев 2011
Сообщения
69
Реакции
17
Баллы
84
чтобы не создавать новых тем.. спрошу здесь:
на холодную если отвернуть крышку -крышки клапанов(там где коромысла видно) суховато.. а когда прогретая от туда фонтанчики с маслом..это нормально?
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
на холодную если отвернуть крышку -крышки клапанов(там где коромысла видно) суховато.. а когда прогретая от туда фонтанчики с маслом..это нормально?
очень нормально!
 

mocurt

Постоялец
Регистрация
2 Авг 2007
Сообщения
204
Реакции
88
Баллы
159
просто я где то слышал, что на холодную должны фонтанчики оттуда ещё сильнее бить чем на прогретой.. или это не так?

Масла на холодную более вязкое и маслососу легче её качать..
Про присадки... Работаю в БИБИ, так вот пришёл к нам мужик -представитель SMT.Поставил тазик с масломв него окунается вал на вал давит металический рычаг. Крутит вал, всё нормально. Поднимает вал - всё также. Ставит на рычаг гирьку -начинается свист.скрежет. Добавляет в масло SMT, проделывает всё тоже самое. Не трёт. Ставит ещё 5 гирек лёгкое подсвистывание через 15 минут. Хотел поспорить с ним что всё енто фуфло, а не поспоришь....
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
Масла на холодную более вязкое и маслососу легче её качать..
Ага, а когда масло станет совсем вязким, как битум, или асфальт, маслососу (или маслонасосу?) станет совсем легко!!! :haha:
Хотел поспорить с ним что всё енто фуфло, а не поспоришь....
Вот и я хотел поспорить... а понял - фуфло.
 
Сверху