• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Модернизация системы охлаждения масла двигателя ЗМЗ 406

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
Внимание!!! Для обсуждений подобной модернизации на моторах типа 402-го выделена отдельная тема "Установка теплообменника на охлаждение масла 402-го двигателя".

С уважением Royal257


_____________________________________________________________________

Волговодом я стал недавно, в общем случайно, скорее по нужде. Сразу же понял – прекрасно задуманная машина, но сделана по принципу «отвали от меня». Куда не сунься – все кривое, все на соплях. В полной мере прочувствовал поговорку: «Если за Волгой на дороге не остается масляных пятен, значит, у нее в моторе кончилось масло».

Подвигли меня на реконструкцию масляной системы паутина шлангов в моторном отсеке и не устранимое подтекание масла в соединениях мотора с масляным радиатором. Кроме того, не устраивала необходимость держать в голове заботу о необходимости включать/выключать радиатор. Да и вообще система частичного охлаждения масла, да еще и обедняющая основной поток, меня как-то не устраивала.
На моторах иностранного производства давно уже применяется система водомасляного теплообмена. Полный поток масла, перед поступлением в масляный фильтр, проходит через теплообменник, где-либо подогревается, либо охлаждается охлаждающей жидкостью. Таким образом, масло поступающее в двигатель после холодного запуска, гораздо быстрее прогревается, а в процессе работы двигателя не может перегреться и не теряет своих свойств.
Наиболее подходящим теплообменником для 406 мотора оказался теплообменник от фольксвагеновсих дизелей - позиция 13 на рисунке 1.

«Деталировка расположения теплообменника на фольксвагеновских дизелях» на Яндекс.Фотках
Рис.1
Деталировка системы смазки Фольксваген


Его оригинальный номер 068 117 021 B или 068 117 021 BX. В нтернет-магазине EXZIST он стоит около 2000 руб. Неоригинальные от: Hella (8MO 376 726-221), AVA (VW 3106), Hans Pries (101 448 755), Febi(14550) стоят от 1100 до 1500 рублей.
Сам теплообменник выглядит так:

«Водомасляный теплообменник» на Яндекс.Фотках

«Теплообменник» на Яндекс.Фотках
Рис.2
Водо-масляный теплообменник Фольксваген

[OFF="Описание установки на двигатель"]Теплообменник устанавливается между блоком и масляным фильтром при помощи крепежной резьбовой муфты (поз. 9 на рис. 1) и уплотняется резиновым кольцом 14.
Оригинальное кольцо имеет номер N 901 814 02 или 038 117 070 A. Неоригинальные: Hans Pries (104 526 015), Goetze (50-324203-00), Jp Group (117068001), SWAG (32 91 8776), Febi (18776). Крепежная резьбовая муфта изготавливается самостоятельно, и устанавливается на вместо удаленной ГАЗовской. Масляный фильтр можно использовать родной от 406 мотора, но он великоват и замена его будет не очень удобной. Поэтому я использовал фильтр меньшего размера. Резьбовую муфту пришлось изготавливать из-за не одинаковой резьбы штатного и нового фильтров.
Подвод и отвод охлаждающей жидкости показан на рисунке 3.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис.3
Разводка патрубков охлаждающей жидкости

Подача ОЖ в теплообменник осуществляется от патрубка подачи ОЖ к отопителю. Из него вывернут штуцер подачи ОЖ к корпусу дроссельной заслонки и к штуцеру припаян выгнутый отрезок трубки диаметром 18 мм. После этого штуцер установлен обратно в патрубок. Отверстие диаметром 8 мм в этом штуцере является своего рода жиклером, не позволяющим потоку ОЖ циркулировать по контуру теплообменника, обходя радиатор отопителя салона. Отвод ОЖ от теплообменника осуществляется в трубу, отводящую ОЖ из отопителя салона. Для этого в трубе, отводящей ОЖ от отопителя к помпе, удаляется вваренный патрубок 10 мм. для отвода ОЖ от узла дроссельной заслонки, и вместо него припаивается патрубок диаметром 18 мм. Подвод и отвод ОЖ к узлу дроссельной заслонки теперь осуществляется через патрубки диаметром 10 мм, впаянные в колена изогнутых стальных трубок у входа-выхода теплообменника.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 4
Общий вид смонтированного теплообменника на двигателе ЗМЗ 406

Трубка отвода ОЖ к помпе показаны на рисунке 5.

«Расположение отводящей ОЖ трубки на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 5
Расположение отводящей магистрали от отопителя салона и теплообменника
Результаты проделанной работы проделанной работы выразились в следующем:
- в моторном отсеке стало сухо, чисто и немного просторнее;
- сейчас зима температуры до -15 градусов. Мотор прогревается на три-четыре минуты медленнее, но при этом температура масла возрастает одновременно с температурой ОЖ и во время движения автомобиля стабилизируется на уровне 70-80 градусов при температуре ОЖ 85-92 градуса.
Логика и практика эксплуатации двигателей иностранного производства подсказывает, что летом температура масла будет равной или немного выше, чем температура ОЖ. Тепловая нагрузка на радиатор системы охлаждения должна несколько возрасти, но если система охлаждения исправна, то дополнительная тепловая нагрузка не должна сильно сказаться на тепловом состоянии двигателя. Я вдоволь «наелся» кипением 406 мотора, пока глобально не привел систему охлаждения в порядок. Этим летом в любую жару (а было за 30), в любых пробках температура мотора всегда была в диапазоне 85-92 градуса. Впрочем, лето покажет. О системе охлаждения напишу отдельно.
Общие затраты на модернизацию составили около 2 тысяч рублей (теплообменник, прокладка, фильтр, отводящая трубка для использования её кусков, водяные шланги, хомуты) и неделя неспешной работы вечерами. Токарные работы, пайку, сварку выполнял сам, поэтому расценить её сложно, но думаю, что все обошлось бы не более тысячи рублей, если просить дядю. Все работы выполнял одновременно с капитальным ремонтом мотора. На снятом двигателе, стоящем на стапеле, все было делать просто и удобно. Однако параллельно, прикидывал - а каково будет это делать человеку непосредственно на машине, в гараже … Пришел к выводу, что абсолютно возможно, только придется снять впускной коллектор и генератор.[/OFF]
 
Последнее редактирование модератором:

Wolf 72

Общительный
Регистрация
6 Дек 2011
Сообщения
31
Реакции
18
Баллы
69
Уважаемый Mezernitsky, огромное спасибо за идею. На моём двигателе теплообменник установил, ещё день- два на изготовление патрубков и подключение, только отбор ОЖ сделал отдельно, с левой стороны блока (по ходу автомобиля) в районе 4-го цилиндра из заглушки под выпускным коллектором, через в варенный штуцер. Соответственно сечение трубки забора воды водяного насоса увеличено. Штатная трубка, в укороченном виде будет использована для подвода ОЖ. Как Вы думаете, не нарушу ли я охлаждение 4-го цилинда, и ГБЦ соответственно?

Добавлено через 3 минуты 38 секунд
Коллеги, вопрос адресовал всем, очень важно Ваше мнение.
 
Последнее редактирование:

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
Соответственно сечение трубки забора воды водяного насоса увеличено. Штатная трубка, в укороченном виде будет использована для подвода ОЖ. Как Вы думаете, не нарушу ли я охлаждение 4-го цилинда, и ГБЦ соответственно?
По правде, не могу сказать. Просто не знаю. Надо пробовать. По логическому рассуждению - едва ли. А в реальных шлангах могут возникать застои, которых не предугадаешь. Поэтому я у себя не стал делать никаких новых контуров, а "расширил" существующий. По крайней мере голова не болит....
 

turbinf

Постоялец
Регистрация
14 Июл 2012
Сообщения
182
Реакции
90
Баллы
109
Мы легких путей не ищем, идем своим путем.
Не видя схемы очень сложно обсуждать ваш вариант.
Не понятно, куда заведен слив. Если в общую трубку с отопителя и заслонки, то прирост по отношению к авторской минимальный. Слив будет подпирать, в зимнее время возможны проблемы с отпителем. Если делать слив отдельно, например врезаться в тройник пред радиатором или для простоты в трубку от расширительного бачка установить тройник , то здесь больше плюсов перед авторской. Не зависимую схему проше отрегулировать, меньше хомутов, трубки можно установить меньшего диаметра, легко осмотреть. А минусы двигатель опутан шлангами, нужно устанавливать дроссельную шайбу на сливе, диаметр придется подбирать экспериментально. В первом приближении 3-5 мм будет достаточно. Зачем ограничивать? Для обеспечения достаточного охлаждения головки.
Если можно, сфотографируйте как выполнен врезка.
 

Wolf 72

Общительный
Регистрация
6 Дек 2011
Сообщения
31
Реакции
18
Баллы
69
Отборный патрубок, материал нерж. паял латунью. Отвод с шлангом - отбор из теплообменника, маленький штуцер отбор из обогрева воздушной заслонки, длинный конец трубки - выход в помпу, короткий кончик - отбор из печки. Диаметры впаянных трубок для отбора из печки и теплообменника уменьшены до размера штатного отборного патрубка.
 

Вложения

  • Отборный патрубок .jpg
    Отборный патрубок .jpg
    69.9 KB · Просмотры: 91
  • Отборный патрубок 1 .jpg
    Отборный патрубок 1 .jpg
    76.5 KB · Просмотры: 72
  • Отборный патрубок 2 .jpg
    Отборный патрубок 2 .jpg
    76.1 KB · Просмотры: 65
Последнее редактирование:

Wolf 72

Общительный
Регистрация
6 Дек 2011
Сообщения
31
Реакции
18
Баллы
69
Разница диаметров штатного отборного патрубка и доработанного.
 

Вложения

  • Разница в диаметре отб. патрубков 2 .jpg
    Разница в диаметре отб. патрубков 2 .jpg
    81 KB · Просмотры: 47
  • Разница в диаметре отб. патрубков .jpg
    Разница в диаметре отб. патрубков .jpg
    78.7 KB · Просмотры: 46
  • Разница в диаметре отб. патрубков 1 .jpg
    Разница в диаметре отб. патрубков 1 .jpg
    58.1 KB · Просмотры: 38

Wolf 72

Общительный
Регистрация
6 Дек 2011
Сообщения
31
Реакции
18
Баллы
69
Дополнительный выход ОЖ из блока цилиндров для теплообменника.
 

Вложения

  • Выход из блока крепление отб. патр. .jpg
    Выход из блока крепление отб. патр. .jpg
    96 KB · Просмотры: 120
  • Выход ОЖ из блока 1 .jpg
    Выход ОЖ из блока 1 .jpg
    96.9 KB · Просмотры: 113
  • Выход ОЖ из блока .jpg
    Выход ОЖ из блока .jpg
    105.1 KB · Просмотры: 104

Wolf 72

Общительный
Регистрация
6 Дек 2011
Сообщения
31
Реакции
18
Баллы
69
Отборный патрубок на двигателе. Хомутами зафиксировал трубку/шланг + защита шланга от протирания об двигатель.
 

Вложения

  • Отборный патрубок на двигателе .jpg
    Отборный патрубок на двигателе .jpg
    104 KB · Просмотры: 93
  • Расположение трубок за двигателем .jpg
    Расположение трубок за двигателем .jpg
    103.7 KB · Просмотры: 92
Последнее редактирование:

Wolf 72

Общительный
Регистрация
6 Дек 2011
Сообщения
31
Реакции
18
Баллы
69
Двигатель опутан шлангами:)
 

Вложения

  • Подключение теплообменника 3 .jpg
    Подключение теплообменника 3 .jpg
    100.4 KB · Просмотры: 122
  • Подключение теплообменника .jpg
    Подключение теплообменника .jpg
    102.9 KB · Просмотры: 122
  • Подключение теплообменника 1 .jpg
    Подключение теплообменника 1 .jpg
    71.5 KB · Просмотры: 107
  • Подключение теплообменника 2 .jpg
    Подключение теплообменника 2 .jpg
    103 KB · Просмотры: 101

Wolf 72

Общительный
Регистрация
6 Дек 2011
Сообщения
31
Реакции
18
Баллы
69
Соединение отборного патрубка с помпой. На фото, извиняюсь за отклонение от темы, под выпускным коллектором убрал сливной краник, ввернул шланг для слива ОЖ из блока. Думаю и тосол, при сливе,теряться не будет да и удобней иметь кран внизу двигателя, чем под коллектором.
 

Вложения

  • Вход в помпу .jpg
    Вход в помпу .jpg
    97.4 KB · Просмотры: 107
  • Вход в помпу 1 .jpg
    Вход в помпу 1 .jpg
    105.2 KB · Просмотры: 105
Последнее редактирование:

Wolf 72

Общительный
Регистрация
6 Дек 2011
Сообщения
31
Реакции
18
Баллы
69
Двигатель установлен на автомобиль, ещё не запускал, так, как до запуска нужно ещё пару вещей в автомобиле переделать "не по заводскому". После запуска опишу результат. Меня немного смущают добавившиеся шланги и соединения.
 

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,193
Баллы
1,275
На фото, извиняюсь за отклонение от темы, под выпускным коллектором убрал сливной краник, ввернул шланг для слива ОЖ из блока.
А что мешало просто шланг на кран натянуть?

Добавлено через 41 секунду
Wolf 72, А вообще - спасибо за фото : исчерпывающий отчет об установке.
 
Последнее редактирование:

turbinf

Постоялец
Регистрация
14 Июл 2012
Сообщения
182
Реакции
90
Баллы
109
Двигатель установлен на автомобиль, ещё не запускал, так, как до запуска нужно ещё пару вещей в автомобиле переделать "не по заводскому". После запуска опишу результат. Меня немного смущают добавившиеся шланги и соединения.
С точки зрения гидравлики все сделано хорошо.
Вы правильно обратили внимание на добавившееся количество шлангов. А качество отечественной резины мягко говоря не очень.
Обращаю внимание, но не вкоем случае не критикую:
1. в случае замены шланга доступ имеется ?
2. об соединении показанного на изображении на "692" нужно было было оставить оставить соединение как на заводском, переточить в случае необходимости накидную гайку.
3. изображение "690" исполнение не очень удачное опять же из-за хомутов и перегибов. На снятом двигателе можно провести вместо шлангов медной отоженной трубкой, в магазинах сейчас этих трубок, пруд пруди , припаять к тому же штуцеру трубку, у вас проблем нет, ввернул штуцер, а там крути изгибай до самого охладителя.
4. шланги желательно использовать с иномарок.
За предложенную схему спасибо, молодец.
 

Wolf 72

Общительный
Регистрация
6 Дек 2011
Сообщения
31
Реакции
18
Баллы
69
полковник2 что мешало просто шланг на кран натянуть?

Натягивал, на кранике носик короткий, да и не совсем удобно краник открывать, если подтекать начнёт (а сливные краники, то текут то нет) не совсем видно, а у меня шланг можно опустить, для слива ниже балки, к блоку шланг прикручен штуцером с конусной резьбой+фиксатор резьбы, течь не будет, а на сливе можно поставить, что угодно, от болта до шарового крана.

Добавлено через 33 минуты 7 секунд
1. в случае замены шланга доступ имеется ?
1. Доступ имеется, только как заметил автор идеи, уважаемый mezernitsky (Вы же там в моторном отсеке столько своей кожи оставите..), работы лучше проводить на снятом двигателе. 2. Соединение показанное на изображении на "692", на моём автомобиле штатное, к помпе, через шланг, без гаек. 3. За совет спасибо, медную трубку подготовлю до следующего снятия ДВС, и заменю. 4. Про шланги согласен, надеюсь те, что установил потекут не скоро.

Добавлено через 9 минут 34 секунды
Добавлено через 14 часов 42 минуты 26 секунд
Коллеги, как вы смотрите на то, чтобы в летнее время ещё сильнее охлаждать масло и попытаться снять дополнительную нагрузку с СО? Предложение такое, так как у меня сделан отдельный контур, установить перед основным радиатором СО дополнительный небольшой радиатор (типа радиатора отопителя), летом направлять поток ОЖ на него через трёхходовой шаровой кран, соединить с основным радиатором мягким кожухом, чтоб при включении вентилятора поток воздуха шел непосредственно через маленький радиатор, а затем через основной радиатор. Площадь дополнительного радиатора примерно 1/8 от площади основного. Водяной насос думаю должен справиться, (опять извиняюсь за отклонение от темы) так как зазор между корпусом помпы и крыльчаткой уменьшил с 2,8 мм. примерно до 0,8 мм., производительность насоса должна подняться. Общая площадь радиаторов увеличится, теплоотдача естественно тоже (это я про снятие нагрузки с СО). Дополнительный радиатор трёх рядный, толщина наверно немного больше основного. Завтра сравню.
 
Последнее редактирование:

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,193
Баллы
1,275
перед основным радиатором СО дополнительный небольшой радиатор (типа радиатора отопителя), летом направлять поток ОЖ на него через трёхходовой шаровой кран
При исправной системе охлаждения штатного радиатора вполне хватает. Чем городить огород с радиатором - приведите в порядок штатную систему.
 

Wolf 72

Общительный
Регистрация
6 Дек 2011
Сообщения
31
Реакции
18
Баллы
69
Штатная система охлаждения в порядке, я советуюсь с Вами, по поводу подачи в теплообменник, в летнюю жару, ОЖ с температурой ниже, чем она предложена автором темы.
 

turbinf

Постоялец
Регистрация
14 Июл 2012
Сообщения
182
Реакции
90
Баллы
109
Не могу понять, какую цель вы преследуете установкой дополнительного радиатора.
Масло не зависимо от типа и марки должно работать в определенном диапазоне температур, его таким изготавливают. И изменение температуры, как в меньшую, таки в большую сторону, влияют на его характеристики (не только вязкость). Самая оптимальная рабочая температура масла соответствует рабочей температуре охлаждающей жидкости двигателя.
Те внесенные изменения в конструкцию насоса не смогут существенно изменить гидравлическую систему. Вы забираете жидкость в самом тупике двигателя.
 

turbinf

Постоялец
Регистрация
14 Июл 2012
Сообщения
182
Реакции
90
Баллы
109
С установкой дополнительного радиатора можно и навредить, да жидкость охладиться сильнее, но дополнительное гидравлическое сопротивление этого радиатора ограничит расход жидкости, давление маленькое. И может получиться так, что этого количества жидкости будет не хватать для нормального охлаждения масла, точно сказать не может ни кто. У тех, кто выполнял схему, как предложил автор работает и этого достаточно.
Вы выполнили свою схему, схема должна работать. И я сомневаюсь, что закончив работы, будете проводить измерения температур, в различных климатических условиях, при различных нагрузках. А тем более составлять отчеты о проделанных изысканиях. Если и так все работает.
Гидравлика, кто с ней сталкивался знает, после расчетов начинается наладка, и результаты расчетов могут отличаться, с тем, что в металле.
 

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,193
Баллы
1,275
Реализовал и я на своей машинке сие.
Проблема обнаружилась - течет заглушка отверстия под штатный маслорадиатор. Сажал её на фиксатор, обезжиривал.

По ОЖ подключил последовательно с отопителем. Но, кран управления отопителя имеет два выхода, т.е. он не отключит поток ОЖ через теплообменник. Установил дополнительно тройник на выходе ОЖ в трубу (которая за двигатель на помпу идет). Фото не делал, да и хвастать там особо нечем - самому не нравится подсоединение 18мм шланга на 16мм штуцер. Однако - не течет.

Кто сталкивался с протеканием масла из-под заглушки, как решали проблему?
 

komandr

Постоялец
Регистрация
14 Окт 2008
Сообщения
584
Реакции
383
Баллы
195
Сверху