Износ - да, наверное пять сотых все-таки. Но точно сейчас не скажу. Главное, что при нормальной работе за 300 тысяч поршня менять не надо при прочих равных.
В общем что было далее.
На голове оставил корпус термостата. Сильно не мешал, но сам термостат я потом заменил на оригинальный. Чтобы не лазить туда долгое время.
С помощью съемника закручивающегося с двух сторон (рассухариватель клапанов) снимал клапана с головы по очереди и замачивал их тоже в ацетоне в разных баночках дабы не путать какой откуда. Не пожалел что купил набор, в котором есть палочка с магнитом и магнитные щипцы (но они при монтаже очень помогли, а не снятии, естественно).
Клапана оттирал от нагара, которого там было ну очень много. "Чистил морковку" так сказать на нерабочей поверхности. С рабочей был очень осторожен. Притер их немного для очистки совести, хотя не менял ни один их них. И пружины тоже само собой. С притиркой вообще история отдельная. Я взял вазовский ручной инструмент, да подложил туда мягкое что-то. Бумажки слой что ли. У крысы клапана потоньше. Но качество железки было настолько говеным, что хватило на пару клапанов. Остальные через толстую тряпку пассатижами пришлось притирать. Очень геморное занятие, учитывая, что надо не крутить их, а прихлопывать - то есть и крутить и елозить по втулке туда-сюда. Изматерился весь конечно. Но благо сильно и не надо было притирать. Так - чтобы кромка ровная появилась.
Работа, как я и сказал распределилась с понедельника до пятницы. Сначала снял четыре клапана и оставил отмокать. На следующий день еще восемь снял, а эти четыре очистил. В среду - последние четыре снял, а очистил восемь. В четверг - оставшиеся. Нагар действительно от ацетона очень хорошо набухает и чистится. Что-нибудь получше ацетона было бы вообще идеально, но и этого было достаточно. Выпускные были почти не грязные. А вот на впускных горка кокса. Видно, что через сальники масло таки попадало.
Разобранную голову промыл и бензом и немного ацентоном, почистил впускной от нагара немного. Выпускной там как окаменелость древнего мамонта - никакого срача, но коричневого цвета от температуры.
Сальники клапанов сдергивал специальными пассатижами, которые тоже приобрел. Хотя можно было бы и чем-то подручным, но так было спокойней. Сальники старые все повыбрасывал, оригинальные впоследствии поставил. Они идут сразу с нижней чашкой пружины.
В пятницу поперся на шиномонтажку и продул все воздухом, дабы крошка не осталась или каки какие.
Ну а после - ничего сложного. Мажем маслом сальник весь. Я его окунал в масло. И напяливаем на втулки клапанов теми же спец. пассатижами. Сам клапан мажется где рабочая поверхность и вставляется в голову. Мазать его весь не надо. Он как раз должен быть чистый и сухой.
И вот тут съемник меня просто порадовал. Мне предлагали взять нажимной, но как бы я это все засухаривал, я просто не предстваляю. А с этим удобно - зажимаешь пружины, напялив верхнюю чашку. Берешь щипцы магнитные из набора - там спец. разъемы, чтобы вставлять сухарики. Прикладываешь сухари, смоченные маслом к стрежню клапана, а другой рукой потихоньку ослабляешь съемник - их зажимает и съемник окончательно раскручиваем. Процедуру повторить 16 раз.
Прокладку ГБЦ заменил не задумываясь. Голову поставили с другом, заменив перед этим все патрубки и шланги. 10 огромных болтов. Перед тем, как их вставлять трубкой омывателя и ртом проверил, чтобы в отверстиях блока не осталось масла. Если его там его окажется много, блок просто порвет при затяжке - дядька сказал, что такое при нем бывало. Затяжка строго по мануалу в четыре подхода - смотреть в книге. Последний - это доворот на 1/4 оборота. Я думал, что слабовато написано в моментах, но при довороте усилие просто бешенное. Учитывая, что динамометрический ключ на 1/2 довольно огромный по длине - около 60 см.
Гидрики поставить на место - если не очищали от масла, то прям так. Иначе их вроде заполнять надо, но я не стал заморачиваться - просто смазал их. Рычаги клапанов поставить смазанные маслом, сверху поставить помытые и смазанные валы, ну и крышки мазать и затягивать в определенном порядке - как в книге. По сути - от центра валов к краям.
В крышке новая прокладочка прям душу греет и прокладки свечных колодцев - тоже. Но стоят они, конечно... Самой крышки еще терпимо - около рубля. А вот свечные - это жесть. По 700 рублей за штуку - это за мелкое колечко то. В болтах уплотнители тоже заменил - они обзывались как-то в других темах для пробивания в экзисте по тупому.
В местах огибания крышки распредов тот же герметик Абро. Датчик распреда посадил на него же аккуратно. Довольно неудобно он сзади расположен. Крышку затянул по книге, так как перетягивать не имеет смысла - там резина мягкая.
Ну а остальное - проще пареной репы. Все поставить на место в обратной последовательности. Так как тосол был слит, я еще заменил на всех силиконовых патрубках и простых шлангах (новых) хомуты на пружинные. Искал на экзисте, так как в нашем городе всякое ***** было. Шланги ГУР заменил еще раньше, примострячив радиатор масляный от УАЗа. Хомуты, кстати, по совету с драйва поставил в виде двух металлических колец, затягиваемых площадочкой, которая прижимается болтом. Очень хорошая вещь. Потеть один шлан на радиаторе начал почему-то. Шланг ГУРа высокого давления поставил от Нивы-Шевроле - по совету все оттуда же. В общем перед сборкой - под капотом все было чисто и готово к заливанию... Тосол, в смысле. Гур - это так, отступление.
Коллекторы напялили, проводку на место вернули, ГРМ натянули по мануалу, заменив последний ролик - паразитный. Остальные все новье были. Все навесили, тосол залили. Масло. Свечи иридивые по такому случаю, провода новые (как я заколебался с чемпионами с зазором в 1.25 и пробитыми проводами, кто бы знал).
Все перепроверили на 500 раз, прежде чем заводить и вот он долгожданный поворот ключа.
Завелась, заурчала... И тут мы с другом пересрались. Из-за капота повалил дым. Еще вонючий такой... Заглушили от греха подальше. Посмотрели... Друг заводит - я смотрю. Валит дым из-под выпускного. Глушим. Думаю, все... Попал на выпукной коллектор или недотянул. Но моментами все точно закручено. Перепроверил 200 раз стыки катализатора и выпускного, заворачивал-отворачивал, тянул до усрачки. Заводим - дымит... Даже в этот день ехать не стали, хотя провозились до ночи - пошел домой пешком.
Каким я себя тупым почувствовал, когда отец мне на следующий день сказал, что я-балбес не учел один факт, что при демонтаже выпускного мы его лапали своими грязными намаслеными ручищами, а температура у него ого-го. И вся эта срань начинает выгорать. Я чуть не уссался со смеху от самого себя. Выгнали машину на улицу и там ей дали подымить. Пять минут и все прошло.
Ну а дальше - как я и писал. Литр масла съела на притирке, а потом - никакого расхода в течение трех тысяч. Потом конечно отпишусь после нормального пробега, но это будет не скоро. Дорога обычно на работу - с работы. И в деревню иногда.
В итоге - так приятно заглядывать под капот - когда от перепада температур ничего нигде не сопливит, не течет и двигло чистое, а не в масле как всегда от сальников и т.п. По сути в авто сделано все, что можно было. При покупке перебрана коробка, заменено сцепление полностью. Передняя подвеска новая вся. Ступицы при покупке были с сорваными отверстиями (на одном колесе аж три из пяти болтов). Шаровые, пружины, стойки стаба, аморты монро в круг, тормоза сзади новые, сальники в полуосях кортековские по два забил. Наш потек, собака, через месяц.
Суппорты тоже перебрал, собрав из испортных комплектов ремонтный. Нашу резину пихать ни за что не буду. На направляшках тойотовская смазка. Сами направляшки с цилиндрами само собой тоже новые. Диски новые, но проточил, так как было биение. ГАЗ как всегда отожгли. Ну и под капотом новое абсолютно все, что меняется со временем. Даже некоторые датчики поменял на всякий случай. В совокупности с моторольными мозгами получаю офигительное удовольствие от езды и возможности заводки в мороз на улице в -33, если очень нужно.
По сути осталось маховик поменять или заварить, тормозной шланг сзади. Но это можно и потом. Кузовщину немного сделать. Ну и хочется противотуманки нормальные поставить. Вентиляцию багажника и связь с салоном уже сделал, за исключением боковых решеток сзади - чтобы за стойки воздух выводить. В общем, работа еще есть, но самое серьезное, что влияет на состояние самого авто - переделано. Даже на глушитель с резонатором и трубой не поскупился (каталик оставил, ну его), так как старые были дырявые и ржавые везде где только можно, особенно в соединениях. Спасибо всем, кто читал эти простыни. Надеюсь, опыт даром не пройдет.
По ценам вот списочек. В жопу Крым, жаба давит, что можно было все поменять в два раза дешевле... Когда-то...
Провода высоковольтные - 2 712
DensoITL16 - 2 108
Клапан системы вентиляции картера - 1 174
Прокладка под свечной колодец - 3 200
Уплотнители под болты крышки - 2 000
Прокладка крышки клапанной - 1 368
Прокладка поддона картера двигателя (Рейнц) - 1 824
Прокладка выпускного коллектора - 1 225
Прокладка головки блока цилиндров - 2 138
Колпачок маслосъёмный - 3 392
Кольца поршневые комплект стандартные - 4 454
Вкладыши шатунные (4 пары) - 3 540
Болты шатунные - 1 000
Цепь валов балансировочных - 1 212
Успокоитель цепи - 912
Натяжитель цепи - 881
Все ставил крайслеровское, кроме свечей и прокладки поддона.
ИТОГО: 33140 деревяшек. Цены летние 2017 года. Без учета улучшения системы охлаждения, замены роликов ГРМ, навесного и ремней. Но в любом случае ролики гейтс и дэйко и ремни гейтс берите и не парьтесь. Оригинал взял только натяжной во избежание неприятностей.
Инструмент
Ключ динамометрический 1/2 (Сервис-ключ) - 2 500
Ключ динамометрический 1/4 (JTC) - 2 150
Оправка универсальная - 500
Рассухариватель клапанов - 2 000
Набор для сальников клапанов - 2 000
Головки и т.п. мелочевка... - считать не буду. Но инструмент можно взять и у знакомых, родственников. Я взял для себя, так как мало ли для чего он пригодится... ))) СТО открою.
Ради интереса заходил на СТОшку спросить про замену колец и сальников на крысе. Озвучили ценник в 20 тысяч без учета зап частей и их возможного рукожопия. Порадовался, что за неделю заработал двадцатку. Всем мир. )