Еще разок о бензинах
Заметил,что многие считают октановое число бензина панацеей от всех бед и чем выше это число,тем лучше едет машина.Не скажу ничего нового,но все же...Давайте разложим по полочкам:
1-я полочка:Октановое число есть показатель стойкости бензина к детонации и показывающий содержание изооктана в смеси с гептаном, которая по детонационной стойкости эквивалентна топливу, испытуемому в стандартных условиях...И всё!И каждый двигатель должен быть заправлен тем бензином,который предписан заводом- изготовителем.Основным из определяющих индикаторов применяемости бензина того или иного ОЧ служит степень сжатия двигателя.Детонационная стойкость бензина(без антидетонационных присадок) зависит и от фракционного состава и способа перегонки и некоторых других моментов,которые интересны только узкому специалисту.Попутно замечу,что ныне вместо запрещенного ТЭС,для повышения ОЧ применяются органические соединения марганца, железа, ароматические амины,так что запросто на заправке может оказаться один и тот же базовый бензин с разным кол-вом присадок и продаваться как 80-й и 92-й
2-я полочка:А вот лучше или хуже запускается или едет ИСПРАВНАЯ машина,зависит от качества бензина,т.е. от его состава,который может варьироваться даже в "правом" топливе,не говоря о "левом".К физико-химическим показателям, от которых зависит испаряемость бензинов, относят давление насыщенных паров, фракционный состав, скрытую теплоту испарения, коэффициент диффузии паров, вязкость, поверхностное натяжение, теплоемкость, плотность. Из перечисленных показателей важнейшими, определяющими испаряемость бензинов, являются давление насыщенных паров и фракционный состав. По вязкости, поверхностному натяжению, скрытой теплоте испарения, коэффициенту диффузии паров, теплоемкости бензины разного состава,в т.ч. и октанового числа ,сравнительно мало различаются между собой, и эти различия нивелируются конструктивными особенностями двигателей. Давление насыщенных паров и фракционный состав являются функциями состава бензина, и эти показатели могут существенно различаться для разных методов изготовления бензинов( и опять таки вне зависимости от ОЧ). Эти два параметра определяют пусковые свойства бензинов, их склонность к образованию паровых пробок, физическую стабильность.
3-я полочка:Теплота сгорания.Этот показатель во многом определяет мощностные и экономические показатели работы двигателя. Чем выше теплота сгорания, тем меньше удельный расход топлива. Теплота сгорания зависит от углеводородного состава бензинов, а для различных углеводородов она, в свою очередь, определяется соотношением углерод : водород. Чем выше это соотношение, тем ниже теплота сгорания. Наибольшей теплотой сгорания обладают парафиновые углеводороды и, соответственно, бензины прямой перегонки и алкилбензин, наименьшей - ароматические углеводороды и содержащие их бензины каталитического риформинга.
4-я полочка:Двигатель можно питать более высокооктановым топливом и даже получить некоторую прибавку к ...ну,скажем к мощности, устанавливая более ранне зажигание,но до определенного предела,за которым начнется снижение мощности,перерасход топлива,перегрев двигателя.И все эти прибавки к мощности,измеряемые долями процента,сводятся к нулю разницей в цене 80-го и 92-го и той тонкой гранью при установке раннего зажигания