Я могу про себя рассказать.
Маршрут Озерки - Петроградская.
8.35. Залетаю в вестибюль метро. Страшно, ибо минута промедления - опоздание. В вестибюле равномерно и на всю его площадь распределилась змеящаяся очередь к кассам. Но тебе повезло, у тебя - проездной на месяц, и поэтому ты с огромным трудом протискиваешься в свободный проход к турникетам шириной 40 сантиметров. От души хлопнув карточкой по турникету, ты проходишь к эскалаторам, у которых тоже толпится народ. Быстрее, коза на шпильках, че, не видишь, впереди тебя свободно? Ой, ё. Восходим на эскалатор. 30-40 секунд драгоценного времени уже позади, ты их убил на прохождение вестибюля, и ты понимаешь, что тебе надо бежать. Бежишь. Как назло, перед тобой выпирается либо тетка, либо медленно идущий мужик (что редко). Скрип... нет, свист! резины поручня, ибо твоя левая рука, бежавшая по нему, теперь с ох**нной силой его сжимает и вся эта система работает как тормоз. Тетка смотрит на тебя, как на г**но. Ты ругаешь ее в душе матом. Теперь придется пол-эскалатора тащиться вниз со скоростью черепахи. Но даже в таком режиме спуск занимает около минуты, против 3 минут, когда просто стоишь.
Влетев на платформу, ты видишь, что поезд в твоем направлении уже закрывает двери и показывает тебе все шесть своих выключенных фар последнего вагона. Материшься, перерезаешь толпу идущих на подъем (только на Озерках, второй станции от конца линии, эскалаторы устроены так, что эскалатор на спуск находится с той стороны, с которой поезда уходят дальше, на самую окраину города. А эскалатор на подъем - наоборот, с той стороны, где ходят поезда в центр. В результате - перекрещиваются потоки. Кто сделал так у****ски - хрен его знает.
Пока ты перерезал толпу, подкатил твой поезд. Хорошо, они часто ходят. Ты вламываешься в последний тамбур. Надо сказать, последний тамбур с утра на Озерках - очень забитое и притом козырное место. Во-первых, он ближе всего к эскалаторам. Во-вторых, там по ходу движения влезает не так мало людей с Пионерской (там вход на платформу - у головы поезда, и немногие отваживаются добраться до противоположного конца платформы). Во-вторых, последний тамбур ближе всего к выходу на Петроградской (о ней - позже) и переходу на станцию Гостиный Двор со станции Невский Проспект.
Ну что же, едем. Твоя тушка, ничем не закрепленная к поручням (за редким исключением. ибо руки у меня не такой длины, чтобы в размахе было 3 метра, а поручни уже облеплены всеми желающими), безвольно болтается в такт движению поезда. Разгон с места - получше, чем в "Волге" с "Крайслером", торможение - тоже. По крайней мере - по субъективным ощущениям. И даже когда держишься или сидишь, это ощущение лишь притупляется, но не проходит полностью.
Так вот, разгон, и ты уже летишь на людей, расположившихся дальше тебя по ходу движения поезда. Тебе кажется, что ты один такой долбо**, хотя на тебя валится добрая половина всего вагона. Тем не менее, ты восстанавливаешь наклон своего тела с 45 градусов к полу до нормальных 90, бормочешь "извините" той хрупкой девушке, которой "посчастливилось" принять на свою отнюдь не большую грудь натиск фактически всего вагона, но тут же летишь вперед. Станция Удельная.
Надо сказать, что до Удельной тоннель достаточно прямой и проходит его поезд довольно быстро. То же самое - от Удельной до Пионерской.
Пионерская. Несмотря на то, что, как писалось выше, отважных людей, добравшихся до противоположного конца платформы, немного, их очень много для того, чтобы в вагоне стало нереально упасть, ибо уже просто некуда. После Пионерской тебе кажется, что ты привык к метро и увереннее держишься на ногах при движении. Фиг там - все это иллюзия. Не ты держишься - тебя держат. Ой, **я!!! Каблуком прямо на левый мизинец! Женщина, ** вашу мать, вы какого делаете? Больно-то как, в рот его... Но все это остается при себе. Ты одариваешь свою обидчицу взглядом, полным космического холода и презрения, затем демонстративно смотришь себе под ноги. Ладно, за такие сиськи можно и простить, а уж если голос подала, извиняясь - сделать вид, что ничего не было.
Перегон Пионерская - Черная Речка имеет одну очень характерную особенность. Он идет сначала под уклон, а затем на довольно крутой подъем. Поэтому уклон поезд проезжает весело, с огоньком, а вот на подъем просто-таки тащится, несмотря на хороший такой разгон перед этим и тяговые двигатели, переведенные машинистом в режим максимальной производительности. (Замечу, что если поезд малонагружен, это перегон проходится легче, но ненамного). Ты стоишь фактически на одной ноге, ибо именно на нее в результате естественных физических процессов, возникших при таком режиме движения, и перенесся практически весь твой вес. Нога, не рассчитанная на такие нагрузки, именно та нога, на котору наступили полторы минуты назад, болит охеренно. На тебя вдруг кто-то наскакивает и валит тебя на многострадальную девушку. Вух! Вышли на горизонтальный участок. Через полминуты поезд въедет на станцию "Черная Речка".
Здесь в последнюю дверь вламываются, вынося все и всех на своем пути, еще 2-3 пассажира, которым впадлу стоять в пробках наверху, и они лучше проедут 1 станцию до "Петроградской" в режиме "мясо", чем будут стоять в дергающемся автобусе.
Трогаемся. Перегон Черная Речка - Петроградская - самый интересный. Он ровный в целом, но изобилует поворотами. Поезд там идет на скорости, близкой к максимальной. А поэтому ехать по нему очень весело. Музыке в плеере подвывает на каждой кривой веселый аэродинамический свист, многократно более слышимый из открытой форточки вагона. Народ колбасится в прямом смысле этого слова. Повторяю: ехать - ВЕСЕЛО! Без приколов.
Состав плавно снижает скорость, грохочет на стрелке, ведущей из ПТО (Пункт технического обслуживания, находится сразу за станцией, если ехать на север, служит для оперативного обслуживания "приболевших" в пути поездов). За чередой тоннельных фонарей показываются закрытые двери Петроградской. Когда поезд остановится, ее двери откроются вместе с его дверьми. Как поэтично... жителям других городов, у которых нет таких станций, ибо это чисто ленинградский эксклюзив, такого не понять. Но и нам не до романтики.
Дело в том, что в связи с закрытием соседней станции "Горьковская" через Петроградскую, которая и раньше-то особо не пустовала, начали ездить толпы народа с того района. Все бы ничего, но пассажиропоток возрос в 2 раза! В итоге, получает полный трэш из людей около эскалаторов. Людская волна меняет направление в зависимости от того, с какой стороны пришел поезд.
А теперь о том, почему я выбираю последний тамбур.
Если ехать в серединочке поезда, это, безусловно, намного комфортнее. НО! Выйдешь на Петроградской и будешь, задавленный толпой, минут 6 ковылять к эскалатору, да еще и бросит тебя раз 5 из стороны в сторону, потому что поезда ездят и народ из них высаживается. И, естественно, давит.
Поэтому вываливаешься из последнего тамбура, давишь всех сам, в итоге ты через 30, самое большее 50 секунд оказываешься на эскалаторе.
"Спутник" на руке показывает 8:52. И ты понимаешь, что еще не опоздал. Слава Богу, что со станции 2 выхода!
Так что - *** ***. Лучше постою на "Волге" 5-10 минут в пробочке у "Черой Речки", но поеду спокойно. И ***, что это дороже!
---
Нет, я очень люблю наше ленинградское метро. Больше него я люблю только свою подругу жизни и автомобиль "Волга". И, в общем-то, все, что я описал - это мелочи, от которых можно избавится, сев в 4-й вагон и толкаясь с большим "комфортом". Но я люблю поспать плюс чрезвычайно ленив. Зато быстро хожу (а уж если замечу автобус, едущий 2 коротких остановки до метро - заюзаю и его, проездной-то единый). И больше 50% питерцев ездит на работу именно в таком режиме, только мяса у них на станциях поменьше (сильнее Петроградской - только Василеостровская, первое место по трэшовости во всем питерском метро).
Я люблю ездить в метро. Мне в нем хорошо и спокойно (возможно, из-за повышенного давления на глубине). И думается там эффективнее всего (за рулем-то особо не поразмышляешь и не отдохнешь!). Но утро в метро - это всегда утро в метро. К сожалению, в это время не бывает пустых поездов и свободных эскалаторов...